Ждать ли нам роста цен на топливо?

Андрей Цындрин

В конце июля этого года Президент Дмитрий Медведев одобрил инициативу Правительства по увеличению акцизов на бензин в период с 2011-го по 2013 год. В то же время ставка транспортного налога будет снижена в два раза.
Осталось совсем немного времени до того, как Правительство предложит Госдуме внести соответствующие поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, для формирования дорожных фондов, средства из которых позволят за три года довести качество российских дорог до европейского уровня. Между тем аналитики прогнозируют увеличение стоимости бензина уже осенью этого года.  Продовольственный кризис «жаркого» лета 2010-го, по их мнению, вызовет «цепную реакцию» и заставит расти цены на другие товары и услуги…

Изначально нововведение, выдвинутое фракцией ЛДПР еще весной этого года, предполагало упразднение транспортного налога взамен на введение дополнительных акцизов на ГСМ. Но, не получив поддержку Федерального Собрания (депутаты посчитали, что это непременно вызовет спекулятивный рост цен на топливо со стороны его продавцов), так и осталось на уровне предложения. Однако задумка вызвала неподдельный интерес со стороны Минфина и Минтранса, которые, в свою очередь, разработали оптимальную формулу по формированию дорожного фонда: акциз плюс налог должны решить проблему государственных сборов на благоустройство дорог, которые в нашей стране составляют лишь 70% от положенного.
Напомним, что начиная с января следующего года и по декабрь 2013-го планируется увеличивать ставку акциза на один рубль с одного литра бензина. По приблизительным оценкам, эта мера позволит собрать до одного триллиона рублей. Полученные средства будут направляться в специально созданные дорожные фонды, а оттуда – на строительство дорог. Однако у противников нововведения совершенно противоположенная точка зрения. По самым разным оценкам, это может увеличить цену на топливо в среднем на 4-5 рублей. Компенсировать траты обывателей, по мнению авторов проекта, планируется уменьшением транспортного налога вдвое, причем регионы будут вправе (в зависимости от налоговой нагрузки)  полностью отменять сборы для владельцев авто мощностью до 150 л.с.   
К счастью для ставропольских автомобилистов, цены на топливо остаются на прежнем уровне. Однако незначительный рост все-таки наблюдается. По данным краевого министерства промышленности, транспорта и связи,  в период с 1 января и по 31 августа текущего года цены на бензин в среднем увеличились всего на 4%. В Ставропольском УФАС располагают приблизительно такими же цифрами: 5,5%, что вполне нормально и объясняется инфляцией. Каких-либо нарушений со стороны нефтяных компаний и владельцев автозаправок антимонопольщиками  обнаружено не было. Так что бить тревогу не стоит, уверяют в обоих ведомствах.
Тем не менее, как показывает сложившаяся практика, опасаться роста цен на ГСМ все-таки придется. Всякий раз, когда цены на одну продукцию начинают ползти вверх, они «тянут» за собой расценки на другие товары. Не говоря уже о бензине, ежегодно возрастающая цена на который в нашей стране стала доброй традицией. Только в этом году эти самые устои немного пошатнулись. И если раньше цены начинали «плясать» от цен на топливо, то сейчас возможен сценарий ровно наоборот. Увеличение стоимости на основные продукты питания только подольет масла в огонь, и у производителей и продавцов  ГСМ появится соблазн к наценкам.
Пока же вышеназванные замерли в молчаливом ожидании того, что будет происходить на нефтяном рынке. Во всяком случае в представительствах трех нефтяных компаний, занимающихся поставками автотоплива в наш край, нам ответили, что прогнозов по росту цен на бензин не делают, но в то же время не исключают такого сценария.
Возвращаясь к теме нового проекта, хотелось бы отметить его положительные и отрицательные стороны.
К плюсам можно отнести то, что акцизы будут взиматься по прежней схеме: от конечной продажи, то есть у автозаправок. Это, по мнению разработчиков проекта, позволит оставить деньги автовладельцев в том регионе, где они ездят, а не там, где работают нефтеперерабатывающие заводы.
Кстати, в прогрессивности новых правил налогообложения у аналитиков есть некоторые сомнения. Транспортный налог все-таки останется, хотя и уменьшится вдвое. А это на руку владельцам дорогих машин мощностью выше 150 л.с. Мы просчитали это самостоятельно. И вот что получилось (см. таблицу).
Получается, что внакладе остаются владельцы малолитражек. Правда, в планируемом законопроекте есть оговорка, что  регионы оставляют за собой право увеличивать или уменьшать базовые ставки на транспортный налог в десять раз. Так что рядовым автомобилистам придется только надеяться на равенство.
Новые правила налогообложения разработчики проекта считают более справедливыми — кто больше ездит, тот больше платит. При этом выражают надежду на то, что нефтяные компании возьмут на себя повышение акцизов, и цены на топливо так же, как и инфляция, вырастут несильно. Однако каким образом власть будет стимулировать такой альтруизм бизнеса, так и осталось неразъясненным. 
Так или иначе это только проект, и говорить о приведенных цифрах пока рано. Закон (если таковой будет принят) еще много раз будет анализироваться и пересчитываться. А пока налогообложение для автомобилистов остается прежним.
Пока на местах о каких-либо изменениях не слышали. Во всяком случае в УФНС по Ставропольскому краю ссылаются на утвержденную 193-ю статью «Налоговые ставки», согласно которой налоговая ставка на бензин 3-го класса (Аи-92, Аи-95) в следующем году вырастет с 4302 рублей  до 4603 рублей за тонну. Так что в любом случае рост цен на топливо будет независимо от того, примут закон или нет. А пока рядовым автомобилистам остается надеяться на то, что рост этот произойдет хотя бы не в этом году, и делать выбор - ездить дороже и по дорогам европейского образца или же дешевле но по российским.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление