Живые впечатления родной земли
.В Ставропольском музее изобразительных искусств открылась выставка работ художника Сергея Макеева «Живая жизнь»
Искусство Сергея Макеева выросло на родной почве, питается её водами; темы для своих произведений художник находит рядом – в окрестностях родного села, на соседней улице, в своём саду. Пристально изучая мировое пластическое наследие, художник в своём творчестве вдохновляется живыми впечатлениями родной земли. Родина мастера - село Александровское Ставропольского края, известное своей рекордной протяжённостью – 16,5 километра. Здесь 14 ноября 1957 года родился Сергей Макеев.
«Село Александровское в советский период было богатым, в нем было несколько колхозов, плодосовхоз, где растили черешню и клубнику; мясооткормочные фермы, – рассказывает Сергей Макеев. – В низинах были грандиозные колхозные огороды, где выращивали в основном капусту; за горой располагался стригальный пункт, куда в сезон стрижки стекались со всей округи бесчисленные отары овец, когда шла отара – вокруг всё замирало, все прятались. Улицы ими были заполнены так, что невозможно было проехать, после овец оставалась одна вытоптанная земля. Калаус протекает в грандиозной впадине, ты становишься на краю и, как будто летишь на самолете, внизу бегут тени облаков и петляет река, всё это пространство было заселено овцами – это была неописуемая картина! Теперь всё в упадке, люди бегут, большинство жителей на отходном промысле, остались только те, у кого есть в руках востребованное ремесло…».
Окончив среднюю школу, Сергей Макеев поступил в медицинское училище, затем учился в Ставропольском государственном медицинском институте, а позже - в Саратовской военно-медицинской академии, которую окончил в 1985 году. Служил военным врачом в Грузии, волею судеб в той же казарме, что и его прадед – кавалерист, награждённый Георгиевским крестом IV степени. После увольнения в запас С.П. Макеев работал в Александровской больнице рентгенологом, теперь он уже три года как пенсионер. Учился в Заочном народном университете искусств на факультете станковой живописи и графики.
К людям, занимавшимся художеством, в семье было доброе отношение – кое-кто из родни имел эту склонность: что-то рисовали, украшали, облагораживали грубоватый сельский быт; от этих людей в детстве осталось впечатление, послужившее толчком позднее. Но самым большим примером оказался отец друга, с которым росли вместе, – Виктор Васильевич Черкашин работал врачом-терапевтом в Светлограде и увлекался рисованием с натуры: кухонная утварь, домочадцы, коллеги по работе, пациенты, дворовые постройки, памятники были его невзыскующими моделями. Внимание к детали, к индивидуальности человека и предметов характерны для всех его рисунков; они стали уникальным лирическим документом жизни южнорусской провинции 70-х годов прошлого века. Когда Черкашин приезжал в Александровское на лето в отпуск, вспоминает Сергей Петрович, было удивительно видеть, как из ничего возникает рисунок: «А когда он акварелью писал – чарующее впечатление было. Когда он умер, я попросил у друга рисунки на память о человеке, который подвиг меня на занятия рисованием».
Диапазон творческих интересов Сергея Макеева по-модернистски широк: живопись, уникальная графика (рисунок и акварель), печатная графика (линогравюра и офорт), скульптура (глина, дерево, литьё из металла), медальерное искусство, фотография.
У художника абсолютный художественных вкус – главный путеводитель по миру искусства (и в литературе тоже), основной советчик в собственной работе. Выбор учителей в «большом мире» искусства безукоризненный: Эндрю Уайет, Амедео Модильяни, Анри Матисс, Ци Бай-ши, Джорджо Моранди, Андерс Цорн и другие.
Светоносность, солнечность рисунков, выполненных пастельными карандашами, – от полноты ощущения жизни; яркая графическая – «цорновская» манера художника – раскованные длинные линии, подобно лучам света или струям дождя, придают рисункам импрессионистический характер – слепящий свет бликов, вибрирующий воздух, непосредственность и неуловимость общего впечатления – всё «гранится, меняется, вьётся, а в руки живым не даётся», как писала Анна Ахматова. В рисунках правда жизни переплавляется в правду искусства, все они – остановленные мгновения живого участия художника в сущем.
Основные жанры в живописи Сергея Макеева – пейзаж и натюрморт, к которым художник обращается постоянно. В этих работах он достигает наибольшей убедительности. Общее в этих работах – европейская и русская модернистская традиция первой половины XX века. Один из самых любимых художников Сергея Макеева сегодня - Пауль Клее. «Он вдохновляет, не знаю, по какой причине… Почему эти «каляки-маляки» на меня такое сильное впечатление производят?» – задаётся вопросом Сергей Петрович. Его живописные работы последнего времени пишутся именно под пластическим обаянием Клее – на картоне совмещается реальность и абстракция, пространство слоится, фрагментируется, одни работы уходят в абстракцию, в других побеждает реальность.
Для художников-модернистов ХХ века характерно общее качество – многие из них были универсалами; так, к примеру, и Пабло Пикассо, и Анри Матисс, и Сальвадор Дали проявляли свой дар в различных видах изобразительного искусства – в живописи, уникальной и печатной графике, в скульптуре, книжной иллюстрации. Для их кипучего творческого темперамента чего-то одного было мало, богатство и разнообразие идей требовало различной пластики, языка, материала. В ставропольском искусстве, при условии яркого результата, столь многогранных художников не так и много; как самый заметный пример, можно было бы упомянуть имя Е.В. Саврасова, с его монументальной скульптурой 60-х годов, живописью, уникальной графикой и эстампом, арт-объектом, книжной иллюстрацией и педагогической методикой. Значительно чаще художники проявляют себя в паре «живопись-графика».
Без представленных на выставке скульптурных (пластических) произведений С. Макеева, впечатление об авторе было бы неполным, даже можно сказать – ущербным. Что заставляет творца менять «медиум» искусства? Не ошибёмся, предположив, – всё то же богатство ощущений и невозможность выразить их каким-то одним способом, интерес к самопознанию, раскрытие своих интуиций. Скульптурная пластика С. Макеева подтверждает: ни в графике, ни в живописи не найти «дублёров» представленным артефактам. Художник смело исследует материал и говорит на его «языке».
Александр КОЛБАСНИКОВ, сотрудник Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.