Жизнь, отданная музыке

Виталий Задорожный

В январе наступившего года известному ставропольскому музыканту, педагогу Василию Ивановичу Цесарчуку исполнилось бы 92 года

Как-то на Ставропольское краевое радио пришло письмо из города Благодарного. Написала его ветеран труда Полина Яковлевна Маркина. «Очень прошу передать по радио, - писала она, - пьесу для трубы в исполнении известного музыканта Тимофея Докшицера. Пусть прозвучит она для преподавателя Ставропольского музыкального училища Василия Ивановича Цесарчука. Сколько лет своей жизни отдал он педагогической деятельности?! Детдомовец, фронтовик, студент института имени Гнесиных, преподаватель - таков в нескольких словах жизненный путь этого человека. А сколько стоит за каждым отдельным словом?! Мой сын Евгений учился у Василия Ивановича, отлично окончил музыкальное училище, затем Саратовскую консерваторию, в которой работает теперь преподавателем, учится в аспирантуре».

Это письмо показали Василию Ивановичу, и он, конечно же, вспомнил своего одаренного ученика и живо представил те далекие годы.

- Еще будучи учеником Благодарненской средней школы, он был самозабвенно влюблен в этот музыкальный инструмент - трубу, - вспоминал Цесарчук. - Участвовал в самодеятельности. Ко мне приехал уже после службы в армии. Я его прослушал и сразу понял, что передо мной серьезный молодой человек, желающий посвятить себя музыке. Учитывая его индивидуальные способности, трудолюбие, желание обогатить свой кругозор, я решил впервые попробовать подготовить трубача за два года вместо положенных четырех. Для этого пересмотрел массу программных произведений, которые давал затем Жене, и помогал их освоить. Результат был удивительно редким и радостным.

Василий Иванович рассказывает, а я вспоминаю, как всего лишь полчаса назад он вместе с двумя своими учениками - Иваном Макеевым и Александром Шатохиным записывал в камерной студии пьесу композитора Юрия Савелова «Веселые трубачи». Запомнились три пары глаз, две - полные ответственности: еще бы, играть в ансамбле с преподавателем, и третья - мягкий, по-отечески добрый взгляд наставника-педагога.

Помните строчку из письма Маркиной: сколько стоит за каждым отдельным словом уместившейся в короткую фразу биографии? Детский дом в поселке Тыврове, райцентре Винницкой области на Украине. Сюда с малых лет был отдан на воспитание Вася, не знавший своих родителей. Именно здесь, в детдоме, истоки музыки в душе Цесарчука. Уже в те годы очень нравились ему украинские народные песни. Но особенно очаровывал мальчишку торжественной игрой духовой оркестр детского дома, в котором часто солировала труба. Но слишком мал еще был Вася, чтобы начинать учиться играть на этом инструменте. Лишь в тринадцать лет впервые взял он в руки трубу, чтобы извлечь из нее красивые музыкальные звуки. Пытливого мальчишку заметила дирекция и направила его учиться в Каменец-Подольский музыкальный техникум. Но даже приезжая в детский дом на каникулы, Вася тут же бежал в оркестр: на месте ли трубач? И как радовался, когда место было свободно - ведь теперь в концерте мог играть он.

Жизнь, отданная музыке

- Во время одного из подобных выступлений, - продолжал вспоминать Цесарчук, - нас слушал приехавший из Одесского оперного театра солист-трубач Бендер. После концерта он подошел ко мне и стал агитировать перевестись в Одесское музыкальное училище, где в то время уже подбирался состав для детского симфонического оркестра, которым руководил известный в то время педагог Столярский. Несмотря на мой страх и мою стеснительность, Бендеру удалось привезти меня к Столярскому на дачу, где мне учинили первое в жизни прослушивание. Как сейчас помню свое робкое исполнение «Неаполитанского танца» Чайковского. Меня оставили в Одессе. А потом было Ставропольское музыкальное училище.

Пролетели годы учебы, и выпускник училища Василий Цесарчук был призван в ряды Военно-Морского флота. Проходя службу в Севастополе, в штабе береговой охраны Черноморского флота, он играл в оркестре. И даже лелеял мечту: играть в Московском духовом оркестре, которым руководил генерал-майор Чернецкий.

Но... началась война. Музыкант становится бойцом. Вместо трубы у него в руках автомат. При обороне Севастополя попал в плен. Испытал ужасы концлагеря. Выжил. Освобожден был из лагеря союзными войсками, передан нашим властям и до окончания войны продолжал службу в рядах Красной Армии. Он был зачислен в духовой оркестр 149-го стрелкового запасного полка связи. Часть воинская располагалась в Веймаре. Вблизи этого немецкого города находился бывший лагерь смерти Бухенвальд. И было страшно сознавать, что Веймар, где творили свои бессмертные произведения Лист, Гете, Шиллер, оказался рядом с местом жестокости, бесчеловечности, ужасов массового уничтожения человеческих жизней. И ради того, чтобы музыку великих композиторов продолжали играть следующие поколения, Василий Иванович Цесарчук решает стать педагогом. Действительно, те знания, что он получил у лучшего советского трубача профессора Тимофея Докшицера, он должен был передать своим ученикам. Он обязан был научить их играть так, как умел сам.

Один из учеников Цесарчука, впоследствии его коллега, преподаватель музыкального училища Николай Черниговский считал, что секрет успеха Василия Ивановича - в методе его работы. Доброжелательность, по-отечески чисто человеческое отношение к ученикам своего класса и к учащимся всего училища.

Каждый год приходили на отделение духовых инструментов, которым заведовал Цесарчук, новые ученики. В кропотливом, терпеливом, творческом труде проходили годы учебы. И как было приятно педагогу смотреть на своего уверенно выступающего выпускника, слушать его грамотное исполнение и чувствовать, ощущать в каждом звуке, в каждой музыкальной фразе частицу своего труда, частицу себя самого.

По классу валторны у Цесарчука учился Слава Чачин. Это был юноша с хорошими музыкальными данными. Учился старательно, серьезно, с большой нагрузкой, на двух отделениях - духовых инструментов и хорового дирижирования. Он отлично окончил училище, поступил в Ленинградскую консерваторию, опять на два отделения одновременно. Впоследствии он руководил известными музыкальными коллективами страны.

В простой рабочей семье воспитывался другой ученик Василия Ивановича - Саша Чернолихов. С детства полюбивший трубу, он еще до училища играл в самодеятельном духовом оркестре. Наверное, поэтому учеба давалась ему легко. Даже с заданиями повышенной трудности из усложненной программы Цесарчука он справлялся без особых затруднений. Об успехах Саши, как трубача, рано узнали специалисты и известные музыканты. В первом же конкурсе трубачей в городе Ростове он показал себя лучшим и сильнейшим исполнителем, получив диплом первой степени и звание лауреата конкурса. На государственных экзаменах впервые за многие выпуски училища Александр Чернолихов получил оценку пять с плюсом и был приглашен профессором Орвидом в Московскую консерваторию.

С нескрываемым чувством удовлетворения рассказывал Василий Иванович о бывшем крестьянском мальчишке из села Ивановского Коле Салий. Ведь, поступая в училище, тот мало что знал о духовом инструменте. Сколько надо было иметь усидчивости и прилежания ученику, сколько терпения и настойчивости учителю, чтобы через много лет учитель получил от своего бывшего ученика Николая Салия, артиста оркестра дважды орденоносного Киевского театра оперы и балета имени Шевченко, вот такую телеграмму: «Всего за четыре года моей учебы в училище Вам, Василий Иванович, удалось привить мне, простому сельскому мальчишке большую любовь к музыке, инструменту, научить трудолюбию, заложить хорошую основу для продолжения образования в консерватории. Фактически Вы дали мне путевку в мир большой музыки».

Сколько их было, таких учеников, за 34 года педагогической работы?! Бывших учеников, ставших впоследствии преподавателями, дирижерами, директорами музыкальных училищ. Таких как Владимир Ильич Антошин, который долгие годы возглавлял Ставропольское музыкальное училище. Как Юрий Николаевич Степанов, после окончания консерватории работавший дирижером и художественным руководителем Одесского эстрадного оркестра. Как заслуженный работник культуры, главный дирижер Одесского Государственного цирка Станислав Калинин, который прислал своему учителю поздравительную телеграмму в стихах:

Тридцать лет с трубой в объятьях

Сквозь скрипичные ключи

Мы шагаем, словно братья,

Музыканты-трубачи.

Оглядываясь на прожитые годы, Василий Иванович Цесарчук вновь переживал их, потому что проходили они перед его глазами судьбами учеников.

- Главное, что меня удовлетворяет в моей педагогической работе, это то, что все мои ребята стали хорошими специалистами, и в выборе профессии ни один не разочаровался, - говорил Цесарчук. - Об этом они мне пишут в письмах, благодарят, советуются, делятся опытом. Это же подтверждается их успехами в подготовке следующих поколений музыкантов. Все они - прекрасные пропагандисты музыкальной культуры. А это для меня самое дорогое. Значит, жизнь моя, отданная музыке, моим ученикам, была нужной. В этом я вижу самую высокую оценку моего труда.

И еще один штрих к портрету Цесарчука. Василий Иванович не имел бы таких заметных успехов в своей преподавательской деятельности, если бы сам не был прекрасным исполнителем-виртуозом. Ему довелось играть на его излюбленной трубе и в симфоническом оркестре Ставропольской краевой филармонии, и в эстрадных оркестрах кинофикации, которые в прошлые годы каждый вечер давали небольшие концерты в кинотеатрах города перед началом сеанса. Последние годы Василий Иванович Цесарчук играл в Ставропольском муниципальном концертном духовом оркестре, созданным около 20 лет назад композитором, заслуженным работником культуры России Даниилом Осиновским. Нельзя не отметить тот факт, что композитор написал Концерт для трубы с оркестром и посвятил его трубачу Цесарчуку. Он же был и первым его исполнителем. Премьера состоялась в исполнении Ростовского симфонического оркестра, который специально приезжал в Ставрополь. Этот Концерт стал настолько популярен, что до сего дня исполняется и в Ставропольском краевом колледже искусств, и в институте имени Гнесиных, который, напомним, в свое время окончил Цесарчук, и во многих оркестрах городов России. И конечно же, остался он и в репертуаре духового оркестра Даниила Осиновского.

- Василий Иванович Цесарчук был из той когорты преподавателей Ставропольского музыкального училища, - говорит Даниил Аркадьевич, - которые воспитали целую плеяду прекрасных музыкантов, игравших и продолжающих играть в музыкальных коллективах филармоний, оперных театров страны.

Василия Ивановича Цесарчука хорошо помнят все, кто его знал, кто с ним работал, кто не раз слышал бесподобные звуки его трубы. Это был один из лучших музыкантов, которыми может по праву гордиться культура Ставрополья.

И, завершая свой рассказ, я представляю читателям необычный фотоснимок. Он - юбиляр, сделан в 1982 году, то есть ему уже ровно 30 лет. На нем преподаватель Василий Иванович Цесарчук играет в квартете со своими учениками - Александром Шатохиным, Виктором Чернышовым, Иваном Макеевым. Кстати, бывший его ученик Иван Николаевич Макеев сейчас преподаватель Ставропольского краевого колледжа искусств, достойно занимает его место.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление