Звенья одной цепи

Елена Павлова

В минувший четверг на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилось сообщение о направлении в Ставропольский краевой суд материалов уголовного дела в отношении участника вооруженной группировки, «в активе» которой в числе многих преступлений — теракт в Пятигорске в августе 2010 года, где ранения получили 46 человек, и подготовка несостоявшихся, по счастью, терактов в Ставрополе 30 сентября 2010 года и в Железноводске 26 октября того же года. В обвинительном заключении, подписанном заместителем Генерального прокурора РФ Виктором Гринем, целый «букет» тяжких и особо тяжких статей — от хранения и изготовления оружия до бандитизма.

Оглядываясь в лето-осень 2010-го, даже острее, чем тогда, осознаешь, насколько тяжелой и во всех смыслах взрывоопасной была обстановка в городе и крае. Ситуацию старались одновременно дестабилизировать по разным направлениям: посредством использования технологий информационной войны и активизации бандподполья. После того, как взрыв, прогремевший возле Дворца культуры и спорта, не произвел нужного для организаторов эффекта (ни паники, ни межнационального противостояния по образцу 2007 года организовать не удалось, а непосредственные исполнители теракта вскоре были уничтожены или задержаны), была предпринята определенная «артподготовка» с активным вбросом в народ разного рода «страшилок», которые тут же разлетались по городу в виде слухов. И, по сути, на начало осени по силе панических настроений Ставрополь вполне дозрел до того, чтобы очередная провокация получилась более успешной. Уберег Бог. Двойной заряд в 60 килограммов в тротиловом эквиваленте не взорвался только чудом. В Пятигорске дождь, разогнавший людей с проспекта Кирова, уберег от больших жертв при взрыве. В Ставрополе ливень в ночь установки взрывных устройств что-то замкнул в системе таймеров. Ни кафе «Глория», возле которого был припаркован начиненный взрывчаткой автомобиль, ни соседние жилые дома, ни лицей № 15 не пострадали.

Невооруженным глазом было видно, что работала одна и та же группа подрывников — не вызывающий подозрения автомобиль с шашечками, убитый таксист, обмотанный проводами. Расчет на то, что следствие пойдет по ложному следу. Пока разберется, что к чему, уйдет время. Погибшего водителя фирмы «Улет» Геннадия Толбоева тоже должны были посмертно заподозрить в терроризме, как заподозрили за месяц до этого пятигорского таксиста Александра Кима...
Но действовать группе оставалось недолго. Уже 26 октября 2010 года в крае было проведено сразу две крупных спецоперации — на КМВ и в Нефтекумском районе, в ходе которых успевшая наследить на Ставрополье бандгруппа была нейтрализована, подготовленный теракт возде ОВД Железноводска — предотвращен.
В одном из частных домов Русского хутора, где, по оперативной информации, которая нашла подтверждение, могли находиться боевики и компоненты для изготовления взрывчатки, был уничтожен лидер бандгруппы Гаджиев, а через короткое время — на 52-м километре трассы Буденновск — Нефтекумск была блокирована «шестерка», водитель и пассажиры которой оказали сотрудникам милиции ожесточенное сопротивление. В ход пошли и огнестрельное оружие, и граната-«хаттабка». Однако все были взяты живыми. В том числе и фигурант уголовного дела, переданного на днях Генеральной прокуратурой в Ставропольский краевой суд. Это некто Аслан Отепов, житель Нефтекумского района. Его дело рассматривается отдельно от остальных участников банды.
В пресс-релизе Генпрокуратуры об этой бандгруппе говорится очень коротко: «По версии следствия, в декабре 2009 года на территории Нефтекумского района Ставропольского края была создана банда для нападений на представителей органов государственной власти и управления, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, совершения террористических актов. Целью ставилась дестабилизация ради последующего отторжения субъектов Северо-Кавказского региона от территории Российской Федерации и создания на их территории самостоятельного государства с шариатской формой правления. В состав банды вошли несколько жителей района, в том числе и Отепов».
Отрыв Кавказа от России — сверхзадача тех сил, что имеют далеко идущие планы на нефть, которой богат Каспийский шельф. Сил, которые мечтают расколоть и уничтожить Россию по частям. У нас они действуют руками доморощенных исламистов. Благо технологий обработки сознания — множество. Но как кого вербуют в ваххабиты — это тема отдельного разговора и отдельного исследования. В контексте конкретно этого материала хотелось бы обратить внимание, что в достижении этой сверхзадачи в качестве плацдарма весной-осенью 2010 года пытались использовать Ставропольский край и непосредственно Ставрополь. Смотрите сами, сначала некто организует провокационную танцевальную демонстрацию в День скорби по жертвам теракта в Московском метро, провоцируя русских против нерусских, потом другие некто (впрочем, ныне уже тоже нейтрализованные) взрывают бомбу перед началом концерта «Вайнаха», чтобы уже нерусские подумали, что это — ответная акция русских. Не сработало. Тогда следующие некто в течение нескольких месяцев активно сеют в обществе панику - вспомните, какие слухи распространялись по городу... Ничего ведь не подтвердилось. А когда общество до этой паники дозрело, начинает действовать уже другая группа подрывников...
Вам не кажется, что все перечисленное и последующие за этим провокации, о которых «Вечерка» сообщала той горячей осенью 2010-го, - звенья одной цепи?.. Если бы заинтересованным в развале страны силам удалось разжечь пожар межнациональной войны на Ставрополье, незамедлительно сдетонировал бы весь Кавказ. Все это наша страна уже проходила в 1989-м, 90-м, 91-м и позже. В 2010-м, здесь в Ставрополе и крае, нам пытались навязать тот же сценарий.
А возвращаясь к событию, ставшему информационным поводом к этому материалу, стоит вспомнить незабвенного Жеглова из «Места встречи изменить нельзя»: «Вор должен сидеть в тюрьме» и «Сила государства не в количестве готовящихся преступлений, а в умении их предотвратить». Вот и исполнители потрясших край терактов, как состоявшихся, так и предотвращенных, нейтрализованы — одни уничтожены, другие находятся под судом. Борьба с терроризмом — очень сложная, кропотливая и системная работа. И все-таки за прошедший 2011 год и бандподполье, и бандглаварей силовикам удалось существенно проредить. И большинство спецопераций были точечными, а не спонтанными. Это значит, что те, кому положено, и там, где нужно, получают оперативную информацию и умеют ее отрабатывать.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление