… Дуем на воду, или Каждый казенный рубль должен быть на учете

Вадим Баканов

В конце минувшей недели в Лермонтове прошел краевой семинар-совещание, посвященный острой проблеме сбора и утилизации твердых, жидких бытовых и разнообразных производственных отходов в городах и селах Ставрополья. Вел семинар заместитель председателя правительства СК Марат Арсланов. Участие в нем принимали руководитель Южного управления Федерального центра по благоустройству и обращению с отходами Юрий Елезько и генеральный директор московского ОАО «Управляющая компания «Эко-система» Павел Зеленцов.

В итоге было решено создать региональную комплексную программу, начиная с разработки отдельных по каждому населенному пункту, а также общей краевой схемы борьбы с отходами и, как следствие, реального улучшения охраны окружающей среды. А с учетом того, что Ставрополье, по словам М. Арсланова, дотационно на 50 процентов, привлечь к реализации программы частных инвесторов. В лице как раз выше названной столичной фирмы, в том числе путем создания ее филиалов в муниципальных образованиях разного уровня. Это вызвало в завершение семинара-совещания вполне обоснованные вопросы у его участников. Ответ с трибуны был дан в скоростном режиме и довольно расплывчатый. В совместно созданном предприятии правительство СК, мол, будет иметь право решающего голоса, а деятельность филиалов станут контролировать местные власти. От такой неопределенности или, наоборот, прямого лоббирования интересов столичной фирмы, скажем так, остался не очень приятный осадок. Тем более что г-н Зеленцов просто убил собравшихся цифрами: мол, для создания в крае нормальной материально-технической базы для сбора, утилизации и переработки отходов необходимо затратить семь миллиардов рублей… То есть программа еще толком не разработана, а сумма ее реализации известна? И вообще – За чей счет банкет? Это – главный вопрос, ведь провинция уже научена горьким опытом: если в регионе появляются москвичи (речь в данном случае не только об Арсланове, хотя он тоже из столицы), первым делом она должна хвататься за карман. От него и станцуем. Для начала: почему для создания СП была выбрана именно компания г-на Зеленцова? Добавим: без всякого конкурса, если даже и возникла вдруг столь прогрессивная идея совместного предприятия аж в масштабах края. Понятно, что «мусорный бизнес» считается во всем рыночном мире весьма прибыльным, но у нас в стране он по-настоящему лишь в стадии становления. Однако стоит в интернете проблему «прогуглить яндексом», как обнаружится: подобных фирм, в том числе с очень похожими названиями и обязательным в них словом «эко», более чем достаточно. А другие регионы все-таки проводят в подобных ситуациях тендеры, причем отдельно по административным территориям. Например, в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новороссийске, Челябинске, Екатеринбурге и так далее. И, заметим, отдельно – по схемам и исполнителям проекта. А у нас получается – все в совокупности, или как? Далее. Что имеется в интернете об «Управляющей компании «Эко-система»? Корпоративный сайт, несмотря на длительный поиск, не обнаружен. Есть информация о том, что создана она лишь в прошлом году, специализируется на строительстве, эксплуатации заводов по переработке отходов производства и потребления, а также полигонов ТБО, инвестирует проекты по созданию эффективных систем (или схем) управления отходами. В частности, как сообщил «Интерфаксу» сам г-н Зеленцов, до 2009 года УК собирается инвестировать в строительство мусороперерабатывающего комплекса и современного полигона по переработке твердых отходов в Барнауле 500 млн рублей. А до этого инвестировала проекты по созданию эффективных схем управления ТБО в Томской области, Перми, Астрахани и Воронеже… То есть, получается, что фирма успела уже себя зарекомендовать, и выбор ПСК обоснован. Однако, в «Комсомольской правде» от 15 августа текущего года опубликована заметка под названием «Воздушные замки из твердых отходов», где речь как раз о выше названной УК. Цитата: «Решил поближе познакомиться с мусорными королями, проверить, так сказать, серьезность намерений. По сведениям самой «Эко-системы», за год она построила несколько заводов и полигонов твердых бытовых отходов… Связался с Томском – нет никаких следов. Позвонил в Воронеж – вроде бы что-то знают о них. Год назад подписали соглашение, сделали схему санитарной очистки. И все. Коммунальщики говорят о скандале. Приблизительно такая же ситуация и в Перми. С Астраханью связываться не стал – побоялся разочароваться окончательно».

Так кто же кого инвестирует?

«Понравилась система расчетов, происходившая по следующей схеме, – продолжает коллега из «КП». – Договор заключался с ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами». Похоже, что на деле бюджетные деньги благополучно оседали на счетах ОАО – структуры, аффилированной с госпредприятием… Появилось двоякое чувство – поначалу сильно расстроился: не родились пока люди, готовые не на словах, а на деле вкладывать большие деньги и развивать проблемные отрасли регионов. Да и задумался. Ведь втереться в доверие краевым чиновникам, которые охотно встречают-привечают заезжих хлестаковых, оказывается, легко, прямо как в гоголевском «Ревизоре». Можно сказать, конечно: мало ли что сейчас пишут в общественно-политических изданиях! Но есть ведь и специализированные, журнал «ТБО», например. Оказалось, кроме известного уже недавнего сообщения о перспективах разработки стройной системы управления отходами в Алтайском крае и будущих инвестициях «Эко-системы» в Барнуальский, подчеркнем, экспериментальный завод по переработке ТБО, никакой информации за последние полгода об искомой УК нет. Более того, в том же Томске, где якобы управляющая компания приложила руку к строительству нового полигона ТБО, местные власти строят его сами и по проекту, подготовленному в 1995 году… Согласитесь, закономерен вопрос: так с кем же и с какой целью ПСК решило создать совместное предприятие с сетью филиалов и, надо полагать, внести в уставный капитал СП определенную сумму казенных денег? Кто же кого инвестирует? Невольно следом появляется и другой вопрос: а что тогда представляет собой Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами, включающий в себя и Южное отделение? Если они действуют с «Эко-системой» в одной связке. Оказывается, это – федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), созданное при Росстрое в августе 1995 года для проведения единой государственной политики в области благоустройства и обращения с отходами, в целях усиления ответственности структурных подразделений жилищно-коммунального комплекса за содержание городских и муниципальных поселений РФ. Главная его функция – методическое обеспечение разнообразных работ по благоустройству, внедрения перспективных технологий и схем, а также разработки проектно-сметной документации, проектов тарифов, рекомендаций и прочего в том же русле. Возможности центра, подчеркиваем, предложил максимально использовать в своем письме от 1 августа 1995 года к соответствующим подразделениям исполнительной власти регионов тогда руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрий Тыртышов (бывший наш глава министерства жилищно-коммунального хозяйства, сейчас заместитель министра регионального развития). То есть приказать глава агентства не мог по определению, потому что услуги ФГУП небесплатны. По сути, это не столько методологическая, сколько хозрасчетная организация. Что доказывает и стоимость центра всего в 211 тысяч рублей, указанная в перечне предприятий Минэкономразвития РФ, подлежащих приватизации в прошлом году. То есть так и не приватизированный до сего дня Центр исполняет во взаимоотношениях с регионами как бы роль государственной «крыши» – генподрядчика, который, в свою очередь, для исполнения заказов набирает «субчиков», вроде УК «Эко-система». С кем уж там дальше сотрудничает эта фирма и ей подобные, и каковы результаты деятельности – пока полный мрак и туман. Хотя, скажем, благодарненцы обошлись и без этой эффективной неизвестно для кого схемы посредников: заказали напрямую непосредственному исполнителю, имеющему лицензию, на свои, и немалые деньги проект системы утилизации отходов в районе. А вот на ее реализацию как раз и нет средств. Не получится ли так же и в случае с созданием краевого СП, по обыкновению рожденному без всякого технико-экономического обоснования, бизнес-плана? Бюджетные деньги муниципалов под давлением госвласти в его организацию вбухают, систему борьбы с ТБО в масштабах региона в целом, может быть, и создадут с горем пополам. А сами отходы как загрязняли окружающую среду, так и будут загрязнять…

Изыскания проводила Марина КОЗЛОВСКАЯ.