Потребитель платных медицинских услуг – под защитой

Лариса Денежная

Имея медицинский полис на руках, мы рассчитываем на бесплатное лечение.  По крайней мере, на гарантированный государством объем медицинской помощи в рамках территориальной базовой программы обязательного медицинского страхования. Однако даже с направлением на госпитализацию мы предусмотрительно берем с собой кошелек – совсем «за бесплатно» лечиться не получается. А пациенты, обратившиеся за медицинской помощью на платной основе, нередко недовольны ее качеством. Подтверждением  тому – жалобы потребителей на оказание платных медицинских услуг в Роспотребнадзор.  В 2018 году в территориальные органы поступило  свыше девяти тысяч таких обращений, что на 1,5 процента больше, чем  в 2017-м. В связи с  этим Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей сочла необходимым дать  разъяснения по некоторым вопросам оказания гражданам платных медицинских услуг.

Вначале - о терминологии. Действующее законодательство определяет, что платные медицинские услуги предоставляются на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Таковыми являются услуги, которые  представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы госгарантий  - в каждом  субъекте Российской Федерации утверждается соответствующая территориальная программа.


Оказание платных медицинских услуг подпадает под действие Закона РФ «О защите прав потребителей, а также регулируется соответствующими положениями Гражданского кодекса и Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006).


Согласно п. 7 упомянутых Правил медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также  медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных  стандартами медпомощи.  На платной основе предоставляется анонимное лечение. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме). Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию.


Оказывать платные медицинские услуги медицинские учреждения могут только при наличии лицензии  на каждый вид деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).


Договор о предоставлении платных медицинских услуг (далее – договор) заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон (п. 16, 17 Правил).


Согласно п. 27 Правил исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. При этом, если оказание таких услуг сопряжено с медицинским вмешательством, обязательно наличие на этот счет информированного добровольного согласия потребителя, которое дается в порядке, установленном ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».


За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 31 Правил).


Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.


Согласно ст. 14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.


В случае если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона).


В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по  месту жительства или пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.


Роспотребнадзор также обращает внимание: относительно проверки качества предоставленных платных медицинских услуг следует иметь в виду, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

медицинские услуги, качество, Роспотребнадзор разъясняет