Агитация во время президентской избирательной кампании

Ольга Метёлкина

Избирательная президентская кампания начинает набирать обороты. Сегодня мы решили встретиться с членом ЦИК России Майей Владимировной Гришиной и уточнить вопросы по работе группы по информационным вопросам и спорам.

— Майя Владимировна, сколько человек насчитывает группа по информационным вопросам и спорам? Есть ли среди ее членов представители партий?

— Рабочая группа ЦИК России по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов насчитывает 24 члена. Среди них – члены ЦИК России с правом решающего голоса, представители организаций СМИ – телерадиокомпаний и редакций ряда газет, общественных организаций СМИ, Россвязьохранкультуры. В рабочую группу также входят члены Совета Федерации Р. Г. Искужин и Л. Б. Нарусова.

Ни один из членов группы официально не представляет какую-либо политическую партию. Вместе с тем в работе группы имеют право принимать участие (выступать на заседании, аргументированно отстаивать свою точку зрения) все члены ЦИК России, в том числе с правом совещательного голоса, которые как раз и представляют интересы партий и кандидатов. Однако в голосовании они участия принимать не вправе. ЦИК России при формировании группы исходила из того, что ее работа должна носить экспертный, не ангажированный характер.

- Какие цели и задачи стоят перед группой по информационным спорам?

- Цели и задачи рабочей группы определены положением о ней, утвержденным ЦИК России. Среди них:

сбор и систематизация уведомлений о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь политическим партиям, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, а также сведений о размере и других условиях их оплаты, представленных общероссийскими организациями телерадиовещания и редакциями общероссийских периодических печатных изданий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах;

сбор и систематизация сведений о размере и других условиях оплаты работ по изготовлению печатных агитационных материалов, представленных организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающими услуги) по изготовлению печатных агитационных материалов, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах;

рассмотрение вопросов, касающихся публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации;

предварительное рассмотрение обращений о нарушениях положений Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», регулирующих информирование избирателей, проведение предвыборной агитации; подготовка проектов представлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

- Есть ли на сегодняшний момент какие-либо обращения или они начнут поступать только со 2 февраля, когда официально начнется агитационный период в СМИ?

- На сегодняшний момент обращений, которые требуется рассмотреть на заседании Рабочей группы, в ЦИК не поступало.

Момент поступления обращений не связан с официальной датой начала агитационного периода в СМИ – 2 февраля. Такое обращение может поступить в ходе избирательной кампании в любое время (если какой-либо кандидат или любой другой гражданин посчитает, что нарушаются правила информационного обеспечения выборов).

- Жеребьевка по распределению между кандидатами в президенты бесплатного эфирного времени на государственных теле- и радиоканалах пройдет 29 января. Как это будет происходить? Сами кандидаты будут тянуть жребий или их представители?

- Жеребьевка начнется в 14—00. Конверты к жеребьевке подготовят общероссийские организации телерадиовещания: ОАО «Первый канал», ФГУП «ВГТРК» (распределяет эфирное время на телеканале «Россия», а также на двух радиоканалах), ОАО «ТВ Центр», радиостанция «Голос России».

Кандидаты могут тянуть жребий сами либо поручить это своему представителю.

Как правило, жеребьевка занимает довольно много времени (3 - 4 часа), т.к. ее результаты в режиме «реального времени» заносятся в письменный протокол, где расписывается кандидат (его представитель), представитель политической партии, а также представитель организации телерадиовещания.

- Какой объем бесплатного эфирного времени будет выделен каждому кандидату?

- Порядок расчета объема эфирного времени закреплен в Федеральном законе «О выборах Президента РФ» и предусматривает, что на каждого зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ и на каждую политическую партию, выдвинувшую зарегистрированного кандидата, выделяется по одному часу эфирного времени. Например, если зарегистрированных кандидатов 5 и три из них выдвинуты политическими партиями, то каждая организация телерадиовещания должна выделить на каждом из своих каналов 8 часов эфирного времени в течение всего агитационного периода в СМИ. Не менее 4-х часов будет при этом отведено для совместных агитационных мероприятий. 2 часа 40 минут из этого времени будет выделено непосредственно политическим партиям, которые свободно распоряжаются этим временем, в т. ч. могут предоставить его кандидату.

- Предполагаются ли теледебаты между кандидатами в президенты? Как и когда определится: кто с кем будет вести диалог в телеэфире?

- Закон прямо указывает, что не менее половины бесплатного эфирного времени выделяется на теледебаты. Кандидат вправе отказаться от участия в теледебатах как до, так и после проведения жеребьевки в ЦИК, но эфирного времени для размещения своих агитационных роликов он взамен получить не может.

Состав участников теледебатов может определиться как непосредственно на жеребьевке, так и ранее, поскольку, с учетом возможного максимального числа кандидатов, телерадиокомпания может определить дни, когда будут проходить дебаты с участием всех зарегистрированных кандидатов.

Материал предоставлен ЦИК России.