Ах, если бы знать...

Василий Скакун

 

 

Когда не хватает веры, 

возникают сомнения.

Когда возникают сомнения, 

начинается беспредел.

 

Недавно по каналу «Культура» показывали фрагменты из жизни одной старейшей русской актрисы в связи с ее почтенным юбилеем. И демонстрация различных сценических ролей сопровождалась рассказом о непростой жизни знаменитой артистки, которой пришлось пройти через страдания и потрясения в 30-40-е годы прошлого столетия. Мы ведь знаем, что члены Политбюро были большими почитателями театрального искусства, и не только его… И в заключение, показывая фотографии ее юности, голос за кадром несколько раз повторил: «Ах, если бы знать, зачем нужны были эти страдания, ах, если бы знать?!».

И на самом деле, практически каждый из нас, оглядываясь на десятилетия непросто прожитых лет, наверняка может задавать подобные вопросы себе: «Почему все-таки так было не очень просто, ах, если бы знать…», не говоря уже о поколениях наших отцов и дедов, у которых жизни зачастую проходили, как по лезвию ножа, с абсолютным отсутствием гарантии завтрашнего пропитания для семьи, а зачастую и самой жизни. Ах, если бы знать, почему все так было!». Нам всем просто невозможно, вникая в те самые невероятные трудности прожитых лет, понять, почему те самые злодейские испытания, выпавшие на долю наших отцов и дедов, носят какой-то необъяснимо мистический уровень трагизма. Ибо простая и уравновешенная крестьянская жизнь может и должна была проходить в более щадящем и умиротворенном режиме взаимодействия с другими людьми. Ведь только люди могут и причиняют друг другу самые большие неприятности, беды и страдания. Откуда у одних столько злобы, ненависти и желания упиваться властью, позволяющие глумиться над другими, такими же, как и они, людьми. Зачем этим другим испытания болью и страданиями, и зачем тем самым палачам эти испытания садистской удовлетворенностью. «Ах, если бы знать, зачем так устроена жизнь…».

Думается, что основная причина всего этого позора межжизненных отношений (иначе это назвать нельзя) - только в абсолютном непонимании цели жизни, данной каждому из нас, и в этой связи основанной на неверии того, что Что-то может быть, если это Что-то мы не видим, если его нельзя потрогать, тем более услышать. И вся эта кажущаяся простота и ограниченность намерений и действий ума и эти сомнения, переходящие в уверенность безнаказанности, развязывают руки, и кто-то вдруг становится палачом, насильником или убийцей. Если жизнь одна, и я ни во что не верю, то почему я должен ограничивать себя какими-то нравственными рамками. «Как хочу, так и ворочу, и нет на меня управы».

 

Еще великий Ченнинг более ста лет назад говорил: «С той минуты, когда человек отказался от своей нравственной независимости, с той минуты, когда человек стал определять свою обязанность не по внутреннему голосу, но по взглядам известного сословия или партии, с той минуты, когда он стряхнул с себя свою личную ответственность, потому что он только один из миллионов – с этой минуты он лишился своей нравственной силы, он ожидает уже от людей того, что может совершить один Бог, он ставит на место божественной силы грубые предписания человеческого ума».

Почему-то никто не хочет задать себе несколько провокационных вопросов: все-таки почему нам с тобой, да и всему человечеству наверняка тоже, для проявления своих жизненных операций предоставили всего три–четыре процента от максимально возможного потенциала работы головного мозга; почему не дают развернуться во всю ширь? Представь, если мы сейчас такие хитрые, то какими бы мы в этой связи могли бы стать изощренными мошенниками – давно бы обшарили все планеты, где и что лежит не так как надо. Может поэтому и перекрыт кран, причем почти совсем, ну как бы капает ведро за сутки. Значит, Великий Некто, понимая нашу с вами ограниченную сознательность, просто проявляет к нам некое сострадание, не позволяя глупости и произволу проявляться в полную меру. И, во-вторых, вопрос вопросов – почему мы все так часто ошибаемся, не понимая причинности набиваемых шишек? Быть может, потому, что не хотим примерить на себя могучие доспехи Творца, которыми он наделил, создавая нас, ведь недаром все мировые религии в один голос уверяют, что каждый из нас создан по образу и подобию Отца нашего. Зачем наделили? Чтобы с большей изощренностью творить зло, отнимать, убивать и насиловать? Мы же не хотим надевать на себя эти Великие Вериги (то есть знания), ибо они, открывая нам глаза истины, потребуют иных действий, связанных со словами: «Я понял тебя, жизнь, ибо ты есть только любовь», и тогда были бы исключены все те недоразумения, которыми мы неустанно и портим свои жизни. «Ах, если бы знать, что там дальше, за горизонтом».

 

Прислушаемся к голосу Джузеппе Мадзини, которому до сих пор поклоняется вся Италия (он был руководителем освобождения страны от французского нашествия): «Я не верю ни в одну из существующих религий и потому не могу быть заподозрен в том, что слепо следую какому-либо преданию или влиянию воспитания. Но я в продолжении всей моей жизни думал настолько глубоко, насколько был способен, о законе нашей жизни. Я отыскивал его в истории человечества и в моем собственном сознании, и я пришел к нерушимому убеждению, что смерти не существует; что жизнь не может быть иная, как вечная, что бесконечное совершенствование есть закон жизни, что всякая способность, всякая мысль, всякое стремление, вложенное в меня, должно иметь свое практическое развитие; что в нас есть мысли, стремления, далеко превосходящие возможности нашей земной жизни; что именно то, что в нас есть эти стремления и мы не можем проследить их происхождение от  наших чувств, служит доказательством того, что они входят в нас из области, находящейся вне земли, и могут быть осуществлены только вне ее; что ничто не погибает здесь на земле, кроме разных видов веществ, и что думать, что мы умираем, потому что умирает наше тело, все равно что думать, что работник умер, потому что орудие его износилось».

 

Есть некоторые области сознания, в которые невозможно вторгнуться с логарифмической линейкой (а как хотелось бы, чтобы все было просто и понятно, как дважды два), эти области могут быть изучаемыми каждым из нас лично, ибо самый неизученный предмет в мире – это человек. И у каждого из нас есть свой личный измерительный прибор, в котором главным индикатором является совесть, а рычагами управления являются интуиция и логика. И если каждый из нас ежедневно задает себе вопрос: «Кто ты, человек, и какова цель твоей жизни?», то непременно рано или поздно все мы и получим те самые долгожданные ответы, все зависит от нашей искренности и веры. Ибо когда не хватает веры, возникают сомнения. Когда возникают сомнения, начинается беспредел, и люди в бессилии поднимают руки вверх и задают не знамо кому вопросы: «Ах, если бы знать, зачем нужны были эти страдания». А если бы знали мы, что судьбу каждого из нас определяет то, как он понимает себя, то абсолютное количество неприятностей и несоответствий просто прошли бы мимо наших жизней.