Ахиллесова пята

Станислав Маслаков

Ахиллесова пята

В муниципалитете готовы принимать неординарные меры, чтобы на городских улицах остались автобусы. Некоторые вопросы по этой теме были озвучены на совещании в городской администрации, которое состоялось 11 февраля. Уже в текущем году транспортная система краевого центра кардинально изменится.

Зачем городу общественный транспорт?

Пожалуй, начать надо с азбучных истин, которые, увы, не для всех очевидны. Общественный транспорт - основа жизни любого города. И чем он крупнее, тем острее нуждается в сложной, организованной транспортной системе. Пятитысячное село может обойтись без нее. В несколько раз более крупному райцентру уже необходимы маршрутные микроавтобусы, соединяющие отдалённые уголки населённого пункта с центром и основными предприятиями. Городу с населением от ста тысяч и больше не обойтись без крупных пассажирских автобусов. Затем возникает потребность в троллейбусах, трамваях, а мегаполису приходится строить метрополитен.

Очень важно, чтобы вместе с ростом населения и масштабов города система общественного транспорта развивалась и количественно, и качественно. Если этого не происходит, то наступает неизбежный коллапс.

Именно в этой ситуации оказался в начале XXI века Ставрополь. До этого всё было благополучно. Советская система градостроительства предполагала опережающие темпы развития общественного транспорта, а частных автомобилей было не так много. В восьмидесятые годы наш город при населении, едва достигшем триста тысяч человек, обладал весьма развитой автобусной и троллейбусной сетью, соединявшей центр с самыми отдалёнными окраинами.

Ломать – не строить

В девяностые появились первые проблемы, но тогда ещё были ресурсы, позволявшие поддерживать работу общественного транспорта. Помните массовое появление красно-белых «мерседесов»? А в «нулевые» система рухнула. Частично из-за объективных причин – во многом благодаря целенаправленным усилиям чиновников ставропольские троллейбусы и автобусы стали исчезать с улиц, а им на смену пришли дикие стаи маршруток-«газелей». Принято считать, что они спасли ситуацию, так сказать, подняли брошенное знамя. Но если смотреть на опыт других региональных столиц, умудрившихся не разгромить общественный транспорт даже в самые трудные годы, можно сделать вывод, что в нашем случае всё дело в желании конкретных персоналий получить конкретную выгоду, сыграв на понижение.

Как бы то ни было, случилось неизбежное. Ставрополь оказался на грани коллапса, и обилие маршруток лишь усугубило его. Но ломать – не строить, и возрождать цивилизованный общественный транспорт оказалось куда сложнее, чем разбазаривать. Несколько лет назад город пошёл на огромные затраты, купил полсотни троллейбусов и несколько десятков автобусов. Разумеется, этого было недостаточно. Но они позволили немного разгрузить дороги и заняться разработкой стратегии дальнейшего развития.

Возвращение троллейбуса

Правда, впоследствии жители Ставрополя могли заметить, что разница в работе двух транспортных предприятий всё более заметна. Троллейбусы начали с нескольких маршрутов, постепенно добавляя всё новые. Не так давно вернулась жизненно необходимая «шестёрка», соединяющая самые густонаселённые микрорайоны города – Северо-Западный и Юго-Западный. Пусть и редко, но стали ходить «рогатые» в вечернее время. С прошлого года ездит экспериментальная машина, способная проезжать значительные расстояния без контактной сети.

Одним словом, развитие очевидно. Пережив череду банкротств и смен форм собственности, троллейбусное предприятие при поддержке городских властей медленно, но уверенно встаёт на ноги. Сокращаются долги, растут доходы. Пока оно не приносит прибыли, но уже не терпит колоссальные убытки, как это было несколько лет назад. В 2013 году троллейбусники заработали на 20 миллионов рублей больше, чем в 2012-м. И это – без значительного повышения цен на проезд и пуска новых машин. Рост выручки был обеспечен оптимизацией работы – той самой «шестёркой», вечерними рейсами, а также тем, что здесь стали следить за интервальностью движения, заполняемостью различных направлений в разное время и прочими факторами, необходимыми в работе общественного транспорта.

Разумеется, это только начало. Нынешняя загрузка в 36% явно недостаточна. Если троллейбусы будут заполнены в среднем чуть больше, чем наполовину, они станут окупать себя.

Где автобусы?

Совсем иная картина с автобусами. В последнее время их на городских улицах становится всё меньше. А на смену «зелёненьким» встают частные «газели» и «пазики». Муниципальные автобусы практически исчезли с 13-го маршрута, страдают и другие направления. Маршрутчики-то рады, что к ним забивается пассажиров как селёдки в бочках. Но страдают и ставропольцы, и городская казна.

Большие автобусы можно встретить в основном на убыточных «дачных» маршрутах, которые, конечно, тоже важны, но их явно недостаточно. А ещё автобусы задействуют на разовых мероприятиях вроде эстафеты олимпийского огня. Складывается впечатление, что все самые выгодные и заполняемые направления отданы или проданы частникам, а муниципальному транспорту остаётся только «неликвид». В итоге убытки автотранспортного предприятия растут, из 88 исправных на сегодня машин выходит в рейсы 40 - 50, а ситуацию с долгами всё чаще называют критической. Предприятие уже не способно восстановить свою платёжеспособность, его счета в банках замораживают, а перспектива банкротства становится всё более реальной.

Что делать?

Глава ставропольской администрации Андрей Джатдоев сказал на совещании, что допустить банкротства нельзя ни в коем случае. С другой стороны, у города попросту нет денег в бюджете, чтобы сделать очередное финансовое вливание убыточному предприятию. В этом году ставропольским властям придётся потратить вдвое больше средств на ямочный ремонт дорог, чем в прошлом, – скажем спасибо суровой зиме. Потребуются немалые деньги на строительство школы и поликлиники. Бюджет попросту не потянет растущие убытки автотранспортного предприятия. Поэтому для спасения ситуации были предложены другие меры.

Сегодня многие из них находятся в стадии обсуждения, и пока рано говорить о конкретных сроках. Но некоторые черты грядущей транспортной революции в Ставрополе уже обозначены.

Разработанная совместно с московским предприятием реорганизация движения в краевом центре начнётся уже в текущем году. Она предполагает создание платных парковок в центре, превращение движения по улицам Ленина и Мира в одностороннее и формирование здесь кольцевого маршрута, к которому будут примыкать радиальные из разных концов города. На основных магистралях появятся выделенные полосы для общественного транспорта. Будет введена система безналичной оплаты проезда и единый билет, при помощи которого пассажир сможет в течение полутора часов перемещаться по городу, делая пересадки.

Все эти меры оздоровят обстановку, но не спасут автотранспортное предприятие. Его, очевидно, объединят с более успешным - троллейбусным. И дело здесь не только в эффективности менеджмента. Подобная оптимизация решит сразу несколько проблем. В первую очередь, станет возможно единая диспетчеризация всего общественного транспорта в Ставрополе. Автобусы и троллейбусы не будут дублировать друг друга, их маршруты выстроят наиболее оптимально, а современная система управления позволит оперативно реагировать на дорожную обстановку. Как итог ставропольцы получат надёжное транспортное сообщение с чётким интервалом работы и предсказуемым временем в пути. Это же позволит избавиться от «гона» со стороны маршрутчиков, которые целенаправленно обгоняют автобусы и троллейбусы, собирая их пассажиров. Маршрутные такси будут оттеснены на окраины, а в центре города и на самых загруженных направлениях будет отдано преимущество экологичному транспорту большой вместимости.

Помимо этого автобусы, расположившись почти в центре города, экономят на топливе и времени для выхода на маршруты. Продажа освободившихся площадей позволит выплатить все долги. Водители начнут своевременно получать зарплату, станут охотнее устраиваться на работу в объединённое предприятие – а значит, не будет той парадоксальной ситуации, которая сложилась сегодня: полумиллионный город остро нуждается в общественном транспорте, а половина исправных автобусов стоит «на приколе».

Очевидно, потребуется закупать новые автобусы и троллейбусы, открывать маршруты, оттачивать работу общественного транспорта, перенимать опыт российских и зарубежных городов. На всё это уйдёт не один год, но жители Ставрополя почувствуют позитивные изменения уже к осени этого года.

Время решительных мер

За последние годы в Ставрополе сделано много. Приведены в относительный порядок дороги, стало меньше ларьков и наружной рекламы, начали строиться детские сады и объекты социальной инфраструктуры. Не за горами – появление первых мегамоллов и современных кинотеатров, сети велодорожек и прочих необходимых черт современного, прогрессивного города. Как результат – по удобству для жизни Ставрополь в прошлом году поднялся с 50-го на 13-е место среди российских городов. Но при всех достижениях общественный транспорт остаётся нашей ахиллесовой пятой. Это целый клубок проблем, и необходимость их решения давно назрела.

Эту мысль подчеркнул и Андрей Джатдоев, подводя итоги совещания:

– Пришло время решительных мер, – сказал он.

Мы будем следить за развитием ситуации.