Александр Плотников: «Моя задача - выкинуть из фотографии всё лишнее»

Ольга Метёлкина

В Ставропольской краевой научной библиотеке имени  М. Лермонтова открылась персональная выставка работ фотокорреспондента «Вечернего Ставрополя» Александра Плотникова под названием «Уроки левитации».

Александр Плотников.
Ольга МетёлкинаАлександр Плотников.
«Ледовый грот».
Александр Плотников«Ледовый грот».

Как правило, мы видим своих коллег за работой, когда в очередной раз вместе выполняем редакционное задание. С Сан Санычем, как, несмотря на еще далеко не солидный возраст, называет его наш главный редактор, мы работаем без малого 15 лет. И посему была возможность узнать коллегу с самых разных сторон и оценить его репортерский талант. Кстати, многие, кто пришел на презентацию выставки, как раз и ожидали увидеть работы Александра Плотникова в жанре репортажа. Однако на этот раз он раскрылся для зрителей в качестве мастера художественной фотографии.
Формально экспозицию можно разделить на три части: фотомонтаж, горная и репортажная серии. Как говорит сам автор: «Чтобы выставка смотрелась более или менее монолитно, решили остановиться на черно-белом варианте, не добавлять цвет, чтобы не разбивать ее».

«Дебаркадер».
Александр Плотников«Дебаркадер».

Говоря «мы», Александр имеет в виду известного в крае фотохудожника Маргариту Воронову, вместе с которой они работали уже не над одним творческим проектом. И совсем не важно, что они знакомы уже много лет: рядом с Плотниковым надо всегда быть готовым к неожиданным открытиям. «Когда мы готовили эту выставку, я с удивлением поймала себя на том, что это классическая черно-белая фотография - Саша стал классиком, - улыбаясь, говорит Маргарита. - В данном случае он позволяет себе то, что может позволить себе художник: преобразованные фотографии, компиляция, романтический элемент фантастики. Вот, казалось бы, простой кадр - «Дебаркадер». Две фигуры на мостике в районе Елагина пруда в Ставрополе. Саша помещает его в пейзаж генуэзской крепости в крымском Судаке. При этом изображение получает совершенно иной смысл».

«Ставропольское море».
Александр Плотников«Ставропольское море».

Снимок, который стал ключевым и дал название всей выставке, - «Уроки левитации», яркая (несмотря на ее монохромность) иллюстрация того, как «без отрыва от производства» Александру удаётся «ловить» удивительные кадры. Ведь сделан он был в ряду других снимков на одном из рядовых редакционных заданий. Понятное дело, в материал о взрыве бытового газа в новостройке он тогда не вошел, зато дождался своего «звездного часа».

Вот и Маргарита Воронова говорит: «Я знаю, как работает Плотников, потому что часто бывала у них дома, мы засиживались вечерами за сканированием фотографий, представляю всю его фотографическую кухню и знаю, что он «вынашивает» фотографии очень серьезно».  
На презентации разговор зашел о взаимопроникновении различных видов искусства. Фотохудожник Юрий Рубинский заметил: «В любом творчестве существует мода. В фотографии она тоже имеет место. Мода - вещь хитрая и коварная. Самый сильный критик - это время». Он напомнил о том, что «та же живопись много взяла от фотографии, и наоборот». На что философски настроенный Сан Саныч заметил: «У художника задача собрать картину, а моя задача - выкинуть из фотографии всё лишнее. А это - главная проблема...».

Возвращаясь к словам Маргариты о том, что Плотников долго «вынашивает» фотографии, не могу не напомнить о серии публикаций, которые периодически выходили на страницах «Вечернего Ставрополя» под рубрикой «Воспоминания о путешествиях». Александр много лет занимается альпинизмом, имеет 1-й разряд. За его плечами более ста альпинистских восхождений. Он побывал на обеих вершинах Эльбруса. Понятно, что человек, который с юношества занимался фотографией, не отправлялся в горы без камеры. Как рассказал сам Александр, он начал фотографировать в 1985 году. «Снимал примитивными фотоаппаратами: у меня были обычные, узкопленочные «Вилиа-авто», «Смена-8М». Снимал и на черно-белую пленку, и на цветные слайды. С появлением «цифры» появился сканер, а с ним и возможность отсканировать пленки. Всё, что можно было из пленочного архива оцифровать, я оцифровал, и с этим работал». Часть плотниковского архива читатели «Вечерки» смогли увидеть на страницах газеты и прочитать его увлекательные дневниковые записи, полные интересных деталей и юмора.

Маргарита Воронова говорит, что в период подготовки выставки «Уроки левитации» созрела идея следующей выставки, в экспозицию которой войдут снимки Александра, сделанные в репортажном жанре. Похоже, самой сложной будет задача выбора, ведь у нашего Сан Саныча столько интересных работ, действительно достойных выставки, что в экспозиционном пространстве Лермонтовки, им будет, мягко говоря, тесновато.



репортаж, персональная выставка, фотокорреспондент