Андрей Джатдоев: «Людям нужен не «рецепт», а решение проблем!»

Лариса Ракитянская

Андрей Джатдоев: «Людям нужен  не «рецепт», а решение проблем!»

Когда «Вечерка» объявляла «прямую линию» с главой администрации г. Ставрополя Андреем Джатдоевым, мы не могли предположить, сколько вопросов поступит заранее и сколько будет задано в ходе телефонного разговора руководителя 26 декабря.
Свыше 50 обращений мы приняли по телефону, а если прибавить к ним «взятые на карандаш» журналистами и присланные на сайт газеты, то наберется всего около сотни.
Пришлось все заранее заданные вопросы распечатать и передать Андрею Хасановичу — на них он в ходе «прямой линии» просто физически не смог бы ответить. Тем более что большинство тем, затронутых читателями, условно можно разделить на несколько больших блоков: ЖКХ, тарифы на воду, транспорт, дороги, благоустройство, социальная помощь, работа общественных организаций, советов микрорайонов и здравоохранение.

О пользе «ручного управления»

За два часа Андрей Джатдоев поговорил лично с 20-ю жителями города и читателями «Вечерки». Шесть минут на одного собеседника, конечно, маловато, но ведь глава администрации города не лимитирован инструкциями, как участковый терапевт, которому на прием пациента отводится от семи до 12,5 минуты. Но к руководителю городской администрации народ обращался не за «рецептом» от житейских проблем. Наоборот, люди эти самые проблемы называли смело!
Я заметила «говорящую» деталь: многие обращались к Андрею Хасановичу как к старому знакомому — в полной уверенности, что их проблема будет решена. Не сегодня, так завтра. В свою очередь, Джатдоев, отвечая на вопросы, не раз называл конкретную дату разрешения той или иной ситуации.
Причем тон каждой телефонной беседы был запредельно доброжелательным. Я немало «прямых линий» провела, так что свидетельствую: 26 декабря никакого крика, никаких истерик не было. То же самое, кстати, отметил и Андрей Хасанович. Мы не удивились этому факту, но порадовались: явный признак того, что власть люди хотят слушать и слышать!
Глава администрации города, общаясь с народом, практически в каждом случае говорил: разберемся, примем меры. Или тут же по другому телефону набирал своих подчиненных, называл адрес, проблему и требовал в самые короткие сроки ее решить. Наблюдая это, я поначалу невольно подумала: вот образец «ручного управления» в действии!
Но по мере развития такого общения мне стало понятно: негативный смысл термина «ручное управление» куда-то исчез. И причина тому — не оперативная «раздача поручений», а уникальная возможность для управленца «первого звена» почувствовать главные болевые точки в жизни города, понять, где явно недорабатывают непосредственные подчиненные, а где — проблема лежит в более высокой плоскости — на уровне страны. Значит, польза от прямого разговора будет долгосрочной, а не сиюминутной. Значит, к темам, затронутым в ходе диалога, всегда можно будет вернуться, чтобы и дальше «сверять часы» с людьми.

Нам бы шашку да коня! (Об УК и ЖКХ)

Виктор Иванович Данишевский с ул. Шпаковской, 94/2, поделился с главой администрации города бедой дома: жильцы многоэтажки не достигли понимания со своей управляющей компанией на предмет того, какие показания приборов учета к какому месяцу относятся. Люди считают, что им как бы за месяц вперед они записываются.
— Тема такая есть, - согласился Андрей Хасанович. — А его собеседник тут же предложил: давайте поговорим об этом на Общественном совете, работающем при администрации города. Этот орган, кстати, был создан по инициативе А. Джатдоева еще летом.
— Поскольку люди считают необходимым обсудить проблемы ЖКХ на этом уровне, я только за, — сказал Андрей Хасанович и сделал пометку в своей деловой книге.
Тема расхода воды на общедомовые нужды прозвучала и в диалоге А. Джатдоева с Людмилой Константиновной с ул. Мира. (Не все фамилии позвонивших на «прямую линию» мы приводим полностью, чтобы избежать ошибок: они воспринимались на слух. — Л. Р.)
Женщина взволнованно говорила:
— Коммунальные платежи — абсурд, платежки непрозрачные. Ежемесячный расход воды на общедомовые нужды по нашему дому — более 205 кубов. Это же пять железнодорожных цистерн! Если столько вылить на наш дом, он вообще уплывет не только в Надежду, но и дальше. А в доме все трубы гнилые, мы счетчик потому и не ставим — ни в какие программы не попали… Да еще и площадь дома, в котором 73 квартиры, каждый месяц почему-то разная. И почему я, пенсионерка, должна следить, кто ворует, кто нет, у кого есть квартиранты, у кого нет…
На это А. Джатдоев ответил: от цен на коммунальные услуги страдают все, и я в том числе. Но по вашему дому будем разбираться отдельно…
Комитету ЖКХ администрации города, видимо, так же отдельно придется разбираться и в проблемах, названных Анной Афанасьевной Шестеровой с ул. Доваторцев, 46/3. Этот дом еще в начале прошлого года сменил управляющую компанию, но прежняя не возвращает жильцам деньги, переданные ей на проведение ремонта — между прочим, более ста тысяч.
А. Джатдоев коротко оценил проблему: это уголовно наказуемое деяние, я попрошу полицию разобраться в этом вопросе.
С похожей проблемой обратилась к главе администрации и Любовь Ивановна Наумова с ул. 50 лет ВЛКСМ, 73/1. Подробный рассказ собеседницы А. Джатдоев прокомментировал так: «И мне порой хотелось бы достать шашку, как в былые времена, и проехать по городу на лихом коне. Но мы должны действовать в рамках закона…».
Дозвонились на «прямую линию» и жители дома 16/3 по ул. 50 лет ВЛКСМ. Там «делят» тротуар и… власть (кстати, в день «прямой линии» «Вечерка» выступила с материалом под рубрикой «Конфликт» и заголовком «Куплю квартиру в вашем доме»).
А. Джатдоев дал не только совет своей собеседнице, но и сформулировал поручение своим подчиненным: приложить усилия к тому, чтобы в ТСЖ не было «фракций».
— Этот дом, — сказал Андрей Хасанович, — показательный пример, что к теме взаимоотношений собственников и журналистам нужно очень аккуратно относиться. А все вопросы по данному дому будут идти под моим контролем…
По звонку Геннадия Стефановича Глазкова с пр. Кулакова, 71, А. Джатдоев тут же дал оперативное поручение руководителю комитета ЖКХ Ю. В. Голоскокову: немедленно выехать на место работникам «Теплосети» и, пока не подадут в дом тепло, оттуда не уходить.
Валентина Митрофановна Мурчалина с ул. Бурмистрова пожаловалась: проживаю в домике, который построен в 1924 году, а газовый счетчик у меня — дорогое украшение, его показания игнорируются, с меня берут за газ по максимуму.
— Я разберусь с этой проблемой, — сказал А. Джатдоев…

Лекарства «затормозило», социалка «буксует»…

После «прямой линии» с главой администрации явно прибавится работы управлению здравоохранения и управлению труда, социальной защиты и работы с населением. Приведу пример: А. Джатдоеву дозвонился Сергей Дмитриевич Горбань и спросил, почему уже два месяца нет лекарств по льготным рецептам. На связи с главой администрации тут же оказалась начальник управления здравоохранения Ольга Копейкина. Она пояснила: лекарства выбрали «под ноль», но уже 29 декабря они появятся вновь.
Тамара Алексеевна Андросова посетовала: лекарств стало много, аптеки все держат очень высокие цены. К тому же появилось много подделок, а наши, российские, лекарства врачи неохотно выписывают.
— Разделяю ваше возмущение, — сказал А. Джатдоев. — Но я могу обнадежить вас: в следующем году у нас появится свой фармкластер, и я надеюсь, что с будущего года мы сами в Ставрополе будем производить лекарства.
А личную проблему Т. А. Андросовой А. Джатдоев поручил помочь решить управлению соцзащиты.
В это же подразделение администрации ее глава обратился и после звонка Бориса Андреевича Шумакова, которому почти 90 лет. Участник ВОВ, кавалер 38 боевых наград, прославленный пулеметчик так радовался, что дозвонился впервые в жизни первому лицу города! Но пожаловался на недостаток внимания, на болезни и одиночество, так и сказав: я никому не нужен…
Андрей Хасанович напросился в гости, и уже сегодня наверняка навестит ветерана — твердо обещал.
Другой ветеран войны, труженик тыла пожелал остаться неназванным на страницах газеты, но поставил перед главой администрации весьма своевременный социальный вопрос: о проездных талонах или билетах — чтобы они были универсальными — в том числе и на троллейбус. Этот же человек предложил и в поликлиниках ввести отдельные талоны для тружеников тыла. «Без этого, — сказал он, — от полутора до четырех часов там проводишь». А. Джатдоев поручил соответствующим службам «найти способы выдачи талонов льготным категориям граждан».
К социальной сфере (как и к ЖКХ) можно отнести вопрос анонимного собеседника А. Джатдоева. Он сообщил: мы купили дочке квартиру в кооперативе «Дружба». А тут слухи пошли, что он разорился.
А. Джатдоев пояснил:
— Насчет «разорился» сказать не могу – и правительство Ставропольского края, и администрация города проблемами двух комплексов — «Белый дельфин» и «Белый город» — занимаются всерьез. Мы только что подали тепло в «Белый город», работы идут интенсивно. И не кооперативу «Дружба» мы тут помогаем — помогаем жителям. Жилье будет сдано в эксплуатацию, можете не сомневаться: часть «Белого города» - в 2012 году, а с будущего будем заниматься «Белым дельфином».
Социально-коммунальный вопрос прозвучал и по остановке «Улица Зои Космодемьянской». Здесь плохо убирают снег, нет лавочки, никакого остановочного павильона. А. Джатдоев был краток: «Спасибо за подсказку. Остановочный павильон появится в начале года. Администрации Промышленного района поручено наладить регулярную очистку от снега»…
Тему безбарьерной среды для инвалидов затронула на «прямой линии» Раиса Михайловна Кобозева (а вместе с ней еще несколько человек — в предварительных вопросах. — Л. Р.). Она назвала конкретную дату — 20 декабря и номер троллейбуса — 246, который остановился посреди дороги, поленившись заехать в остановочный «карман». «Я приношу извинения за того водителя троллейбуса, — сказал А. Джатдоев. — А в пятницу (уже сегодня. — Л. Р.) провожу совещание с транспортниками и коммунальщиками на предмет очистки дорог от снега, подъезда к остановкам».
Две практически одинаковых проблемы затронули разные люди: одна женщина дозвонилась на «прямую линию» с ул. Доваторцев, 3, другая (с ул. Семашко, 16) — задала предварительный вопрос. Балконы их соседей — повод для серьезного беспокойства, им наносится ущерб, а управляющие организации не помогают найти «управу» на нерадивых собственников балконов. Оба дома — старой постройки, а проблема — новая. «Будем наводить порядок», — пообещал А. Джатдоев.

МАЗ идет, земля трясется. «Бомбилы» все заполонили

Транспортные проблемы: если их взяться перечислять даже через запятую, газетной площади не хватит — не то что два часа времени «прямой линии». Но мы назовем только две самые кричащие. На них А. Джатдоев пообещал ответить дополнительно.
Любовь Ивановна Терещенко с ул. Лермонтова, 13а, пожаловалась и даже высказала предложения. От ул. Кирина до ул. Добролюбова движение двухстороннее и очень интенсивное. Дом по ул. Лермонтова, 13а, окантован металлической стяжкой за счет жильцов (потратили 50 тысяч!). Но это не помогает, так как по улице движется тяжелый транспорт (бетономешалки, МАЗы, КрАЗы, автобусы, тракторы) — дрожат стены, потолки, люстры. Надо бы поставить здесь посты ГИБДД, «лежачих полицейских» каждые 20—30 метров, разметить пешеходные переходы от ул. Лермонтова до ул. Маяковского и от Лермонтова до Добролюбова, так как водители не пропускают пешеходов.
Люди обращались в разные инстанции. Собрали более 500 подписей, но меры не приняты.
Другой вопрос — об удобстве передвижения по городу. Отделу пассажирских перевозок комитета городского хозяйства нельзя стоять лишь на страже интересов перевозчиков. Пример — маршрут № 8, необдуманно продленный до микрорайона «Перспективный», и маршрут троллейбуса № 1, начинающий работу после 9 утра. Люди на остановке «СтавНИИГиМ» не могут уехать на работу, этим пользуются не в меру расплодившиеся «бомбилы». И еще пример: грубейшие нарушения правил остановки допускают водители маршруток и автобусов маршрутов №№ 3, 25, 29, 35, и особенно — № 46 на остановке: «Рынок «Тухачевский» — в сторону Пирогова. Водители производят остановку на пешеходном переходе «зебра», оборудованном светофором, постоянно преграждая путь пешеходам, переходящим улицу. Хотя остановка обозначена в 40 метрах от перехода — у аптеки, она оборудована навесом и скамейками. Без наведения порядка в лицензировании перевозок никакие рейды ДПС не помогут.

И все же — с праздником!

Закончилась «прямая линия» с главой администрации города на вполне оптимистичной ноте: общение с читателями «Вечерки» удалось, сказал А. Джатдоев. Он попросил со страниц газеты поздравить с наступающим Новым годом каждого горожанина, выразив уверенность, что подобные диалоги и в будущем не прекратятся и станут настоящим подспорьем руководителя не только в оперативных, но и стратегических решениях. Каждому жителю Ставрополя А. Джатдоев пожелал здоровья — и своим телефонным собеседникам, и заочно. И добавил: нам нужен позитив, а он может появиться только благодаря совместным усилиям. Так что тема, заявленная «Вечеркой» в анонсе «прямой линии» — «В управленческой команде — мы, горожане!» — по-прежнему актуальна.

P. S.: После новогодних праздников «Вечерка» вернется вновь к вопросам «прямой линии», на которые в этом отчете пока нет ответов. Более полную информацию мы опубликуем без промедления.