«Автора»… макарон!

Лариса Денежная

«Автора»… макарон!

Есть такое выражение: товар продает упаковка. С точки зрения маркетинга это означает, что «одежка» продукции должна быть броской, удобной, функциональной. Но для потребителя гораздо важнее другое — информация на упаковке. Она должна быть полной и достоверной, что помогает покупателю сделать правильный выбор. Однако в торговой сети «Тройка», видимо, считают по-другому. В ее магазинах торговали макаронными и крупяными изделиями неизвестного происхождения.

Об этом нам сообщила по телефону жительница Ставрополя Марина Викторовна А. Женщина рассказала, что купила макароны в магазине «Тройка», расположенном по ул. Доваторцев, 38. Упаковка изделий стоила 9 рублей, в то время как продукция известного ставропольского бренда аналогичного веса, причем по акции, продавалась дороже. Марина Викторовна попыталась выяснить, кто изготовитель этой продукции, поскольку на пачке никаких сведений о нем не имелось, но продавец ничего пояснить не могла. Не внесла ясности в этот вопрос и администратор магазина. На следующий день Марина Викторовна появилась в редакционном кабинете со злополучной упаковкой макарон.

Да уж, информация на пачке не отличалась полнотой. Буквально несколько строк марочного размера: «Макароны, 1 кг, фасовщик № 1, срок хранения 720, дата изготовления 23.02.2011, дата упаковки 17.03.2011, 8:52:42, вес 400 г». Этот «содержательный» текст воспринимался как издевательство. То, что в упаковке – макароны, а не что-то другое, и так было ясно. Какой порядковый номер фасовщика и когда продукт упаковали с точностью до минут и секунд (обычно эта информация указывается для особо скоропортящейся продукции. — Л. Д.), для Марины Викторовны было не столь важно. Куда больше ее интересовало, кто «автор» изделий, из чего их вообще сделали, как долго их нужно варить и не развалятся ли они в воде, насколько они калорийны и пр.

А вскоре мы выехали в гастроном «Тройка № 12» вместе с представителями Союза защиты прав потребителей «Общественный контроль». На полках лежали не только фасованные макароны, но и различные крупы неизвестного происхождения. В глаза бросалось несоответствие сведений о весе товара: вверху значилось 1 кг, а ниже – 800 (причем без указания единицы измерения). Вызывали вопрос и сроки хранения. На пакете с манной крупой стояла лишь цифра 360, то ли часов, то ли дней. Создавалось впечатление, что сроки годности круп проставлялись, что называется, «от фонаря». Судя по дате, указанной на упаковке с пшеничной крупой (продукция льготного отдела), срок ее реализации истек еще в феврале. При том, что произвели ее три месяца назад. Управляющий магазином Евгений Голуб пояснил: срок годности пшеничной крупы намного больше, на упаковке замаркирована неправильная дата. Это дало основание активистам «Общественного контроля» поставить под сомнение вообще все сроки годности на фасованный товар в гастрономе «Тройка».

Управляющий пролил нам свет на происхождение макарон и круп. Если судить по представленному сертификату соответствия, их изготовитель – ООО «Агропродукт». На складе ритейлера лишь расфасовали продукцию.

«Автора»… макарон!

— В приложении к сертификату указано: крупа манная марки М, а на упаковке кроме «крупа манная» – никаких отличительных признаков. Как идентифицировать продукцию? – спросили активисты союза. На что Евгений Голуб ответил:

— Мы поработаем над этикеткой.

Сыр «Дор-блю» с плесенью продавцы сняли с прилавка, когда «общественники», можно сказать, носом ткнули работников прилавка: срок годности уже закончился. Прозвучало оправдание: дескать, не успели. Правда, салаты в отделе «Кулинария» поспешили убрать из холодильной витрины без подсказки. А значит, пришли к выводу «общественники», продавцы прекрасно осведомлены, где у них находятся просроченные продукты.

По информации активистов СЗПП «Общественный контроль», эти и другие нарушения в торговой сети «Тройка» носят систематический характер. По крайней мере об этом говорят результаты посещения еще пяти гастрономов сети, проверенных ранее, — по ул. Ленина, 85, ул. Серова, 276, ул. Морозова, 14, ул. Серова, 478-б, ул. Серова, 468а. Помимо просроченных товаров (от одного дня до 4-х месяцев) выявлено нарушение товарного соседства, повреждение целостности упаковки, деформация и загрязнение банок консервов. Что интересно, в книге заявлений и предложений гастронома «Тройка № 12» не нашли ни одной благодарности. На страницах – одни жалобы, в том числе на отсутствие ценников.

Кстати, попутно выяснился любопытный факт, требующий внимания контролирующих инстанций. На замороженной продукции (чисбургеры, роялбургеры и пр.) ИП Соцкая Е. Г. сроки реализации продукции указывались на цветных стикерах. Как выяснилось позже, замороженные продукты с этими наклейками покидают стены предприятия-изготовителя. Подобным образом, как нам сообщили работники цеха, дата срока реализации маркируется уже пять лет. Удивительно, но вопросом, почему дата печатается на стикере, что дает почву для злоупотреблений (переклеить ее можно хоть триста раз), задались только мы.

 

Справка «УП»

В соответствии с Законом «О защите прав потребителя» на упаковках продуктов питания должна быть представлена следующая информация:

- наименование, адрес производителя, прочая контактная информация,

- наименование товара и его потребительских свойств (состав, масса, сорт, калибр, пищевая ценность, энергетическая ценность, условия хранения, способ приготовления и пр.),

- стандарты, на основании которых этот продукт произведен (ГОСТ, ТУ) или которым он соответствует (знак Российского стандарта),

- срок изготовления и срок годности товара.

 

P.S. Акты проверок торговой сети «Тройка» Союз защиты прав потребителей «Общественный контроль» направил для принятия мер в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю. Ответ от надзорной инстанции «общественники» не получили.