Бензин — цена и качество

Владислав Секачев

Бензин — цена и качество
Состояние топливного рынка в последнее время находится в центре внимания как краевой власти, так и контролирующих и проверяющих организаций. Текущая неделя это в очередной раз подтвердила. За ситуацией следил корреспондент газеты «Вечерний Ставрополь».

Проверка

На этой неделе инспекторы Ростехрегулирования вновь проверяли автозаправочные станции в Ставрополе и окрестностях. В центре внимания были соблюдение метрологических норм и качество бензина и дизельного топлива. Проверку на заправке в районе кафе «Лесок» на границе Ставрополя и Михайловска пытались провести уже не первый раз. До этого возникали определенные сложности — владелец находился на лечении в Москве. И вот, когда доступ к его хозяйству был наконец получен, в присутствии представителей прокуратуры были выявлены нарушения метрологических правил и норм. Работа АЗС была приостановлена до их устранения. Проверяющие подчеркнули, что колонки должны быть опломбированы органом Госстандарта, чтобы нельзя было изменить дозу налива топлива. Сам владелец заправки Алексей Шатохин ссылается на то, что пломбы сняли всего несколько недель назад для проведения профилактики, а его фирмой пока не заключен договор с проверяющей организацией. Старший государственный инспектор отдела Госнадзора Южного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования Александр Курс отметил, что это обычная отговорка. Штрафы за такие нарушения для физических лиц чисто символические — от 500 до 1000 рублей. Для юридических сумма несколько выше, но тоже отнюдь не астрономическая — от 5 до 10 тысяч. А вот что касается качества топлива, то здесь в случае нарушений санкции гораздо серьезней. Ведь плохой бензин может привести к поломке двигателя автомобиля. По статье 19.19 Кодекса административных правонарушений РФ недобросовестным хозяевам заправок грозят штрафы от 20 до 50 тысяч рублей.

Ситуация на топливном рынке

Ситуацию на топливном рынке региона в тот же день обсудили на брифинговой площадке в правительстве Ставропольского края. В беседе принял участие первый заместитель министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Ставропольского края Сергей Унанов. Он обозначил круг топливных проблем края и меры, принимаемые для их решения.
Замминистра напомнил, что до 1991 года 95% нефти на Ставрополье поступало через грозненский трубопровод, с которым были соединены 18 баз края. Практически отсутствовали затраты на логистику, что создавало благоприятные условия обеспечения горюче-смазочными материалами всех потребителей. Когда в 1990-х годах сотрудничество с Чеченской Республикой было прекращено, у края появились новые, в том числе более отдаленные, поставщики неф-тепродуктов – Башкортостан, Краснодарский край, Самарская и Волгоградская области. Цена топлива зависит от затрат на доставку, которые колеблются от 700 руб. (Краснодарский край) до 2400 руб. (Башкортостан) за тонну. Тем не менее, по данным Росстата, на начало февраля текущего года потребительские цены на нефтепродукты в Ставропольском крае не выходили за пределы среднестатистических по России. А по линии моторного топлива, используемого сельскими товаропроизводителями, находились даже на более низком уровне.

Манипуляций нет

«Манипуляций нет, - высказал свое мнение первый заместитель министра, - есть объективная реальность: есть цена доставки, цена перевалки, и это надо учитывать».
Ведущие компании, обеспечивающие топливный рынок – ОАО «НК «Роснефть»-Ставрополье», ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», ООО «Башойл-КМВ», ООО «Ставнефть» и ООО «НГК «Ставрополье», - принимают на себя основную долю потребителей топлива. Незначительный процент поставок приходится на частный бизнес.
Всего в Ставропольском крае работают 816 автозаправочных станций. Действуют три нефтеперерабатывающих завода в Буденновском, Кировском и Изобильненском районах.
Характеризуя структуру потребления, Сергей Унанов отметил, что больше всего нефтепродуктов потребляют владельцы личных автомобилей - 35%. Ещё 32% приходится на обеспечение служб ЖКХ, 22% - на агропромышленный комплекс. Оставшиеся 11% распределились между другими, количественно незначительными группами потребителей.

Обеспечение сельхозпроизводителей

Отдельно Сергей Унанов остановился на обеспеченности горючим стартующей весенней посевной. В резерве сельхозпредприятий Ставрополья около 30 тыс. тонн дизельного топлива, 5 тысяч тонн 76-го бензина. Замминистра отметил: «С учетом еще и того топлива, что находится на базах нефтяных компаний, на сегодня запасы достаточные. Они составляют примерно 50% общей потребности».
Цена топлива
Другой вопрос – цена нефтепродуктов. Как прозвучало, министерство использует для его решения все рычаги из арсенала краевых органов исполнительной власти. «Отслеживаем работу компаний, приглашаем и беседуем с трейдерами, пишем письма в соответствующие инстанции, делаем проверки совместно с антимонопольной службой, предъявляем претензии. В общем, делаем все, чтобы компании работали на экономику края», - резюмировал Сергей Унанов. Он также сообщил о ведущихся в настоящее время проверках АЗС, которые были инициированы губернатором края Валерием Гаевским. С краткого отчета об одной из них и начинается эта статья. Полная информация об итогах проделанной работы будет составлена в ближайшее время. Читатели газеты «Вечерний Ставрополь» обязательно с ней ознакомятся.

Фото автора.