Бензин на АЗС по-прежнему недоливают

Лариса Денежная

«На рынке нефтепродуктов — беспредел. Масса жалоб на АЗС», - заявил на заседании «круглого стола», где озвучили результаты проверок автозаправочных станций, руководитель краевой общественной организации Союза защиты прав потребителей «Общественный контроль» Сергей Харитонов. Недолив бензина составил от 150 до 700 мл на 10 литров.

Еще в ноябре прошлого года по поручению вице-премьера Правительства России Игоря Сечина 40 автозаправочных станций края, принадлежащих как крупным сетевым нефтяным компаниям, так и «индивидуалам», подверглись проверкам. На каждой третьей из них заправляли некачественным топливом. По итогам проверок, как рассказала начальник территориального отдела инспекции Госнадзора по Ставрополью Южного межрегионального территориального управления (ЮМТУ) Росстандарта Татьяна Шинкарева,14 материалов направили в Арбитражный суд края, по 8 из них приняты решения, которые уже вступили в законную силу. На индивидуальных предпринимателей наложен штраф от 1 до 4 тысяч рублей, на одно юридическое лицо – 20 тысяч рублей.

Активисты СЗПП «Общественный контроль» пошли по стопам инспекторов, проверив в декабре 11 АЗС из списка «провинившхся», расположенных в Ставрополе. Кардинальных изменений на них, как озвучил С. Харитонов, не произошло. Снова — различные нарушения. И недолив, и отказ работников предоставить книгу жалоб, и наличие неисправного мерного оборудования и пр. Причем на некоторых АЗС отказались производить контрольные замеры топлива, а на других объясняли: мол, не умеем пользоваться мерным оборудованием.

А недолив — это удорожание продукции до 5 процентов, как подсчитали «общественники».

– У нас и так бензин чуть ли не самый дорогой в мире. А еще удорожание за счет недолива топлива. Если добавить, что он еще и некачественный, получится: раз машину заправил - и ее потерял! - негодовал С. Харитонов.

Работники автозаправок и раньше «химичили», а после введения ограничений на проверки, можно сказать, распоясались. Процедура плановых проверок для контролирующих органов усложнилась. На объект инспекторы имеют право вернуться не раньше чем через три года, а предупредить о своем визите обязаны за три дня. Естественно, за это время можно «подчистить», что не так. А у «общественников», как прозвучало, руки связаны — ни ресурсов, ни полномочий. Хотели активисты провести экспертизу качества бензина — одно такое исследование стоит свыше десяти тысяч. А где их взять?

Заместитель директора Ставропольского Центра стандартизации Владимир Касторнов рассказал, что в прошлом году хотели проверить автозаправки, но не получилось. «Промониторировали» 13 АЗС только собственными силами как рядовые потребители. Бензин покупали в канистры, после чего комиссионно оценивали количество отпущенного топлива. Так вот только в четырех заправках бензин отпустили с недоливом в пределах допустимых погрешностей. На других недоливали от 200 до 1900 (!) мл. Наиболее крупные недоливы были отмечены на заправках «НК «Роснефть-Ставрополье» (1,5 и 1,9 литра), на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» (1,3 литра). Минимальный - в 200 миллилитров – на ООО «Октан Нефтепродукт».

А. Бойчук, представлявший на «круглом столе» потребителей, замолвил словечко за автолюбителей:

– Я как потребитель лишен права проверки. Колбасу в магазине могу перевесить. А вот проверить правильность отпущенного бензина — нет. Заправка зарегистрирована на одно ИП, а чек выбивают на другое лицо, как на ул. Пригородной.

Обратили внимание и на разницу цен на бензин — в пределах Ставрополя она составляет до двух рублей за литр.

Конечно, до недавнего времени работники АЗС отделывались за нарушения «смешными» штрафами. Однако, как разъяснила начальник теротдела инспекции Госнадзора по СК ЮМТУ Росстандарта Татьяна Шинкарева, с 19 января их размеры существенно повысились: на юридическое лицо — от 100 до 300 тысяч рублей. Так что инструмент воздействия появился мощный. Если вам недолили бензина или есть сомнения в качестве — пишите жалобы! Контрольная закупка нефтепродуктов для выявления недолива — в компетенции УВД. По поводу качества бензина обращайтесь в Госнадзор Росстандарта (ул. Доваторцев, 7а, каб. 105).

Кстати, согласно требованиям Технического регламента на нефтепродукты (он действует уже три года) на каждой АЗС должна находиться обязательная информация о бензине — не только его марка, но и класс (их четыре). Чем последний выше, тем жестче требования к его качеству.

СЗПП «Общественнй контроль» подготовил обращение к вице-премьеру И. Сечину с конкретными предложениями по выправлению ситуации на рынке нефтепродуктов. Среди них — внесение изменений в законодательство о государственном и общественном контроле; необходимость включения механизма самоконтроля через обязательное членство в саморегулируемых организациях участников рынка нефтепродуктов и т.д.