Без трех часов шедевр

Сергей Гаврилюк

Мастерам ставропольской студии Jazz-Art достаточно пары часов, чтобы научить рисовать новичка

Сергей Гаврилюк

Совсем недавно в Ставрополе открылась художественная студия Jazz-Art. Ребята помогают всем желающим воплотить в жизнь одну простую мечту – научиться рисовать. Причем делают они это всего за пару часов. После просушки картина новичка отправляется либо домой к хозяину, либо на стену студии.

Огромный белый зал расположился на четвертом этаже торгового центра «Маршал». За прозрачными дверьми суетятся четверо ребят. На большой белой стене набросок будущей картины: уже готовы здания, вдалеке карандашом нарисованы высотки, у тротуара припаркован автомобиль. Наброски США из 50-х через некоторое время превратятся в законченный сюжет, который затянет сюда любого зеваку. В дальнем углу из колонок доносятся рок-н-ролл и свинг.

Всего месяц назад Паша с Ирой нашли этот пустой белый зал. Ира работает в магазине художественных принадлежностей, покупатели то и дело просят что-то показать, нарисовать, но уж никак не помочь с выбором кисточек. Паша давно интересуется картинами, в его сознании они сплелись с музыкой воедино. Потому и студия получила название Jazz-Art. Думали долго, была масса вариантов, сошлись на том, что эпоха 50-х в Америке имеет свою стилистику, свой колорит. И решили от этого отталкиваться. Музыка того времени дает эмоции, которые должны оставаться у людей после посещения.

Сергей Гаврилюк

- Мы отмечали День святого Патрика. Ира мне рассказала про покупателей. Мы пораскинули мозгами и решили открыть художественную студию. Тем более давно хотели сделать что-то полезное для людей. Почему бы не заняться искусством, почему бы не научить людей рисовать? Это же легко осуществимо, главное – желание, - говорит Павел.

Ребята сами не имеют художественного образования, но творчество у них в душе, им самим это нравится, поэтому подошли к делу как настоящие организаторы: позвали тех, кто уже прошел художественную школу, имеет соответствующее академическое образование. Пришли Вика с Полиной. Вика стоит возле окна и перебирает уже готовые работы, готовит холст, Полина уже у мольберта с кистью в руках; перерисовывает «Звездную ночь» Ван Гога.

Их портфолио лежат на столах, висят на стенах: натюрморты, пейзажи, фотографические портреты. На одном из них Высоцкий с сигаретой в руках, на другом Джонни Депп, на третьем – Хелена Бонем Картер, актриса, созданная для фильмов Тима Бертона. Что-то написано карандашами, что-то тушью, кистью. Выглядит очень убедительно и реалистично. Так тоже научат, было бы желание у ученика.

На мастер-классах девушки с нуля показывают, как держать кисть, как пользоваться пастелью, масляными красками. Направление и сюжет выбирается самим учеником. Правда, для сложных вещей отводят курсы из нескольких уроков. А для мастер-классов достаточно чего-то простого, чтобы не нагружать человека.

Сергей Гаврилюк

- Урок строится на том, что ты не только объясняешь, но и участвуешь в процессе, - говорит Вика, - Обычно преподаватель работает устно, не участвуя в процессе. Мы хотим делать так, чтобы преподаватель и ученик рисовали вместе, тем самым и преподаватель все показывает на своем примере. Мы не даем академическое образование, просто показываем, как сделать что-то красивое. Все человек делает самостоятельности, потом он будет знать, как держать кисть, как смешивать краски, может сам дома написать картину.

У стены как раз стоят несколько рисунков. Картина одна, исполнение разное – одна из них написана учителем, остальные – учениками. Разница чувствуется, однако результат выше всяких похвал, работа ученика вполне годится для того, чтобы оказаться на стене в рамке. Делается она всего за пару часов. Если маслом, то – за три часа. На окне сохнут работы маслом – две из них кистей учеников. Восторг, их можно повесить дома на стену!

В этой студии занятия делятся на несколько типов: мастер-классы, курсы, выходы на природу. За прошедший месяц успели провести несколько мастер-классов. Первый был бесплатным вводным курсом. Прошло уже несколько платных уроков.

- Мы не планируем останавливаться только на рисунке, но и хотим вести курсы по 3DMax. Эти курсы будет вести наш дружище Антон Лаврухин, кстати, он и готовит нам стену. У него своя дизайнерская студия, между делом помогает и нам. Правда, пока мы не раскрутились сильно, потому и в основном работа больше «за печеньки». Изначально-то все равно хотели научить искусству, но в дальнейшем, естественно, получать с этого что-то, иначе студия не будет существовать, - смеется Паша.

Чтобы студия ожила, потребовались не только мольберты и картины. У одной из стен стоит шкафчик с художественными принадлежностями, в дальнем конце большая деревянная вешалка. Напротив мольбертов тумбочка с инсталляцией для натюрмортов. В углу электролобзик – свидетельство того, что всё сделано вручную. Школьные уроки Павлу пригодились в полной мере именно здесь.

Картины, которыми украшены стены, – университетские работы мастеров. Полина, например, не только училась, но и работала в этой сфере, рисовала на заказ, но хотелось большего. Да и на заказ не каждый день объявляются желающие. А учить всегда было интересно.

Сергей Гаврилюк

При этом ребята не пытаются стать художественной школой или академией, увести потенциальных учеников. Рисовать хотят все, вот только не все могут выделить время для школы или академии. Например, домохозяйка не пойдет в школу учиться, не пойдет в училище - у неё нет на это времени. Но за пару часов, за несколько занятий получить азы – другое дело, для этого и существует Jazz-Art.

- За месяц человека можно очень хорошо подтянуть, если за один мастер-класс удается сделать что-то крутое, можно представить, что будет к восьмому. Наши учителя реально могут дать знания. Гарантии того сейчас сохнут на мольбертах, - говорят Ирина с Павлом.

В студии любой пришедший получит толчок для дальнейшего творчества. Может, кто-то даже заинтересуется академическим рисунком. Станет интересно – покажут все, что знают. Все великие художники начинали с этого, начнут и великие ученики.

- Мы не призываем железно рисовать только эти академические головы, все эти избитые мотивы, будет скучно. Это как «Евровидение» - один и тот же конкурс, один и тот же мотив, одна и та же тема… Даже один и тот же исполнитель. Мы настаиваем на разнообразии. Плохого искусства нет, людей много живет на планете, каждому нравится что-то своё.

В этом плане показателен пример Казимира Малевича. Он математик, у него все не так просто с его вещами. На выставках у него длинные описания картин, в которых объясняется расстановка фигур. В том числе и «Квадрат» имеет свою философию. Да и супрематизм из-под пера художника все равно будет отличен от «супрематизма» студента-скептика.

- А мы, если надо, научим и скептика делать так, как у Малевича, - говорят художницы. - Тем более здесь уже есть мольберты, все материалы. Достаточно просто прийти. Обычно же на курсы надо тащить свой чемодан с мольбертом, кистями, краской. Их ещё сперва надо купить. А тут у нас все уже есть. Заплатил за мастер-класс – приходи и работай. Что-то здесь можно оставить, что-то забрать с собой. Постепенно эти работы будут продаваться, пойдут на благотворительность. Мы не хотим, чтобы они просто лежали и пылились.

Мимо мастерской прошли мужчина с женщиной. Ненадолго они остановились у входа, засмотрелись на неоконченную стену. Решили зайти.

- Подскажите, а кто вам так красиво стену разрисовал?

- Да она пока ещё не готова, - ответил Павел.

- Но уже очень красиво получается. Вы не могли бы и нам так же сделать? Кто вам её расписал?

- Антон Лаврухин. Наверное, не знаете. Наши девушки могут помочь со стеной.

Полина отложила кисточки, взяла планшет и подошла к женщине в жёлтом:

- Можем для вас что-нибудь такое сделать, - она стала пролистывать свои работы.

- Очень красиво. У нас в офисе примерно такая же стена, нужно её заполнить. Возьметесь? Запишите мой номер телефона, вы нам понадобитесь. Скольких ни звали, никто ничего толкового даже показать не смог.

рисование