Бить или не бить?

Бить или не бить?
Пирсинг, плей-пирсинг, татуировка, шрамирование, трансдермалы, имплантаты, подвешивания – какие только акты мазохизма над своим телом не придумывают отчаянные любители самовыразиться. Ну а бесконечные споры вокруг декоративных модификаций тела никогда не утихнут – факт. 

Татуировка — одно из сравнительно молодых направлений в искусстве, и оно еще так далеко от понимания большинства…

«Кольщик, наколи мне купола…»

К сожалению, во времена СССР бурное развитие получает уголовная татуировка. Оттуда, из далекого «совка», и тянется баян стереотипов по отношению к татуировке, как к искусству. Если на твоем теле есть наколка, то она автоматически вычеркивает тебя из числа «нормальных», законопослушных граждан и, грубо говоря, вписывает в ряды зеков или путан. К концу советского периода татуировка появляется в таком социальном институте, как армия, меняя уголовный символизм на героику. И, следовательно, если ты не сидел, значит, служил. О красоте и эстетичности перманентной модификации тела не могло быть и речи. Все эти прихоти квадратно упаковывались в ящик с пометкой «советский менталитет» и забивались ржавыми гвоздями стереотипов. Хотя доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет и не все эти долгие годы татуировками награждали преступников и прочих отморозков. Татуировка появилась еще при первобытном строе. Служила она не только украшением, она была знаком племени, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенными магическими силами.

Когда в конце восьмидесятых «с лязгом, скрипом, визгом пал железный занавес», в российскую культуру начало вплетаться европейское отношение к такому виду искусства, как перманентная модификация тела. В девяностых продвинутые российские татуировщики уже без проблем могли купить качественные индукционные и роторные тату-машинки, специальные краски. У других же, более доморощенных тату-мастеров машинки были симбиозом электробритвы «Харьков», ритуального подъездно-портвейно-лавочного струнного музыкального инструмента с гордым названием «гитара» и гуашевых красок, честно выменянных у младшей сестренки на вафлю «Куку-Руку». А тем временем отношение ко всем татуированным оставалось 
предвзятым.

Сейчас, во время стремительного развития технологий, развитие тату-индустрии тоже не стоит на месте. Высококачественные краски, иглы и машинки доступны любому желающему. На выбор десятки тату-салонов, где в чистоте и порядке, одноразовыми стерильными иглами вам набьют татуировку мастера в не менее стерильных в перчатках.

Необходимости собирать машинки из подручных материалов, к счастью, нет, хотя не стоит умалять актуальность классического варианта «электробритва-струна» — им до сих пор пользуются недопрофессионалы в рядах армии и на нарах заключенных.
Не сочтите за маразм, но я повторю – отношение к татуировке по-прежнему остается предвзятым.

«И сбросил шкурку, словно змей…»

Татуировка – это дорого, больно и навсегда. Это тоже факт. Перед тем как на веки вечные украсить или испортить кожу, желательно сто раз подумать… и отказаться. Процесс бесследного удаления татуировок подвергается сомнению так же, как достоверность истории про девочку, у которой на носу выросли две голубые ленточки. То есть свести татуировку и вернуть участку кожи первозданную чистоту и естественность невозможно, как ни старайся. «Ну… Только разве что кожу срезать», — пришли к выводу на одном из интернет-форумов. Конечно, прогресс не стоит на месте, и когда-нибудь ученые придумают способ восстанавливать утерянные части тела, в том числе и кожу. Вот, например, на мышах уже ставят опыты: после сотен тысяч неудачных исход для мышей, в принципе, неплох – у последних все-таки отрастают отрезанные лапы и хвосты. Как мне сказали «по телевизору» – это время, время регенерации ног, рук, кожи и нервных клеток, настанет обязательно. Только вот неизвестно когда...

Самым распространенным из сожалений является сожаление о содеянном. Можно жалеть о том, что в свое время не сказал Маше Ивановой «Я тебя люблю!», а можно жалеть о том, что когда-то, будучи двадцатилетним сопляком, вытатуировал на своей спине огромный клубок змей, который теперь, через 30 лет, превратился в нечто похожее на разноцветный волосатый обмылок. И о чем жалеть жальче?..

Но если же вы твердо решили совершить «pintados»*, то не забывайте, что татуировка — это не только боль при нанесении и не менее десяти дней чесательно-шелушащегося заживления, но и возможность сыграть… в ящик. Хотя это очень редкое явление, но все же, перед тем как наносить татуировку, рекомендуется проконсультироваться с дерматологом, чтобы избежать банальной аллергической реакции. Также не исключайте возможность занесения инфекции, ее можно заполучить в процессе заживления татуировки даже у себя дома. Татуировка – это травма, и надо относиться к ней как травме – лечить и ухаживать до полного восстановления.  

Каждому - свое

Невозможно однозначно утверждать, что татуировка – плохо или хорошо. У каждого своя точка зрения, которая, несомненно, небезосновательна. Вряд ли можно доказать человеку-леопарду с шотландского острова Скай, что зататуировать 99,9% всей поверхности кожи – глупо. Конечно, тут уже можно задуматься о психическом состоянии этого индивида, но, однако, человек счастлив и, извините, плевать хотел на то, что о нем говорят. Ну а что плохого в изящных татуировках на спине Анжелины Джоли? А, быть может, милейший воробышек на предплечье Джонни Деппа вызывает рвотный рефлекс? А новомодный татуаж бровей, век, губ? Все относительно — сколько людей, столько мнений. Но к одному выводу все же желательно прийти — пора нам забыть о советских убеждениях и принять татуировку не как ремесло и искусство уголовников и дембелей, а как течение современного искусства, которое вправе существовать так же, как «Черный квадрат» Малевича – пусть оно даже не будет понято, но станет признано.

Елена Гриненко.

*Pintado – переводится с испанского, как крапчатый, пятнистый. Раньше в Испании процесс татуирования называли Pintados.


А что у нас?

К сожалению (или к счастью?), в Ставрополе, в отличие от городов-соседей, например, Ростова и Краснодара, — как таковых тату-салонов не наблюдается. Безусловно, услуги тату-мастеров оказываются, и есть очень хорошие, опытные, «олдовые» татуировщики. Но обслуживание остается на уровне арендованных кабинетиков при салонах красоты либо вообще в цокольно-подвальных помещениях сомнительной чистоты. Согласитесь, как-то страшно доверить свое любимое прекрасное и, что немаловажно, единственное тело мастеру, который принимает на замшелом видавшем виды кресле а-ля «дары бабушкиного чулана» и ставит условие: «Пока я подготовлю инструменты, сбегай-ка, дорогуша, в магазинчик тут за углом да возьми пару-тройку литров пива. Я, понимаешь, не могу без допинга работать». Конечно, все можно понять, но мысли о своем здоровье и безопасности гулко пульсируют где-то в подкорке животным страхом.

Когда я общалась со своим мастером, до меня дошла очень простая и грустная истина. В Ставрополе не будет полноценного тату-салона, пока каждый из мастеров будет отчаянно «тащить одеяло на себя», арендуя крошечные кабинеты и зверьком поглядывая на конкурентов. Желающих «делиться одеялом», объединиться в организацию, в команду и открыть тату-салон на уровне других, более продвинутых городов пока нет. К сожалению или к счастью? Я все-таки склоняюсь к мысли о том, что если человек уже окончательно решил сделать тату, то самым трезвым шагом будет сделать все на уровне – а значит, в специальном салоне, в чистоте, стерильности и без допингов.