Благодаря фонду Владимира Потанина в Ставропольском аграрном университете реализован новый проект

Лариса Ракитянская

Автор проекта «Разработка и внедрение методов контекстного обучения в образовательный процесс по магистерской программе «Агроэкологический мониторинг» – Ю. А. Мандра, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и ландшафтного строительства факультета экологии и ландшафтной архитектуры Ставропольского госагроуниверситета. Программа разработана на средства гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина, полученного в 2014/2015 учебном году.

Юлия Мандра, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и ландшафтного строительства факультета экологии и ландшафтной архитектуры Ставропольского ГАУ, рассказала о причинах создания и ходе реализации новой программы:

– На сегодняшний день большинство схем принятия природоохранных решений основано на концепции «конца трубы», когда экологический анализ и оценка проводятся после принятия основных технических решений. Однако в наше время важно готовить специалистов, обладающих стратегическим экологическим мировоззрением, понимающих важность сохранения природных ресурсов и ответственных за принятие проектных решений и выбор технических концепций при минимально негативном воздействии на природу. Кроме того, возникает необходимость адаптировать выпускников к быстро меняющимися социально-экономическими условиям за счёт развития способностей к творческому мышлению, сотрудничеству с другими людьми, на что и нацелены методы контекстного обучения.

Все эти обстоятельства и послужили внедрению в учебный процесс по направлению «Экология и природопользование» новых обучающих технологий, позволяющих распределять и комбинировать имеющиеся фундаментальные и прикладные знания, а главное – использовать их «неожиданным образом» в практических целях. Для этого в образовательный процесс по программе «Агроэкологический мониторинг» была внедрена имитационная игра «Стратегема».

В ходе игры магистранты осваивают технику составления «проектных сценариев» в области принятия природоохранных решений по схеме: «информация – планирование – решение – реализация – оценка – утверждение». Иными словами, студенты приобретают знания и навыки посредством действия, в отличие от получения информации на лекциях. Таким путём развивается способность к постоянному обновлению своих профессиональных качеств по мере необходимости, студенты получают возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения.

Новые методы обучения вызвали большой интерес у студентов при выполнении самостоятельной работы по разработке природоохранных мероприятий. Об этом говорит и высокая посещаемость (98 процентов), и активность магистрантов на занятиях. Кстати, на занятия по дисциплине «Природоохранное регулирование сельскохозяйственных территорий» приходят студенты и других магистерских программ.

В результате анкетирования (оно проводится на факультете после сдачи государственного экзамена) магистранты отметили, что готовить магистерские диссертации им стало проще, так как они понимают важность междисциплинарных связей. Это позволяет им самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной задачи.

– Встреча с Фондом, - убеждена Юлия Мандра, - и сама грантовая программа позволила мне реализовать давно задуманную идею внедрения практико-ориентированного подхода при обучении магистрантов-экологов. После успешной реализации проекта я стала руководителем новой программы «Инновационные технологии в сфере ресурсосбережения и экологического контроля», учебный план которой изначально разрабатывался с учётом опыта реализации проекта по методам контекстного обучения. Из личных впечатлений, пожалуй, самым ярким стала встреча всех грантообладателей, возможность обменяться опытом реализации магистерских программ и прохождение мастер-классов по социальному проектированию.

В течение почти 20 лет Благотворительный фонд Владимира Потанина направляет свои усилия на развитие системы российского высшего образования и повышение его качества. Преподавателям Фонд предлагает индивидуальные гранты до 500 тыс. руб. на создание новых магистерских программ и курсов, в том числе англоязычных и онлайн-курсов. На конкурсной основе Фонд предоставляет свои стипендии студентам. В общей сложности ежегодно его стипендиатами становятся 500 человек. С 2017 года размер ежемесячных выплат учащимся магистратуры увеличился до 20 тысяч рублей.

вузы, СтГАУ, аграрный университет, Благотворительный фонд Владимира Потанина, грант