Будет ли конец монополизму газовиков?

Тамара Коркина
Владимир Зинченко
Владимир Зинченко

«Вечерний Ставрополь» посвятил не одну публикацию взаимоотношениям горожан с такой ресурсоснабжающей организацией, как ОАО «Ставропольгоргаз». Причем авторами статей, писем чаще всего выступают сами потребители «голубого топлива». Одна из острейших проблем – стоимость технического обслуживания и ремонта газового оборудования в домах и квартирах. Сейчас горожан волнует цена установки газовых счетчиков. Есть и другие проблемы.

О них шла речь на общественных слушаниях, проведенных по инициативе Регионального центра «ЖКХ Контроль», куда были приглашены представители газовых организаций, управляющих компаний, председатели ТСЖ, советов многоквартирных домов, просто горожане. С докладом, вобравшим в себя в том числе и жалобы населения на газовиков, которые в большом количестве поступают в РЦ «ЖКХ Контроль», выступил заместитель руководителя этой общественной организации Владимир Зинченко. Ему же было поручено систематизировать все предложения, которые прозвучали на публичных слушаниях.

На днях Владимир Михайлович пришел в «Вечерний Ставрополь» с просьбой донести итоги слушаний до широкой читательской аудитории.

Сделайте «единое окно»!

– Владимир Михайлович, тема настолько обширная, претензий к газовикам так много – с чего начнем?

– Я хочу начать с труднопреодолимых административных барьеров, с которыми сталкивается всякий, кто, скажем, решил провести газ, заменить газовое оборудование, поставить счетчик. Ему надо пройти все «газовые» инстанции, пообщаться с тремя юридическими лицами, которые, по сути, составляют единое целое. Вот у меня в руках «памятка», разработанная «Ставропольгоргазом». В ней четко сказано, что человеку надо посетить ОАО «Газпром газораспределение», это бывший крайгаз, «Межрегионгаз», «Ставропольгоргаз». И не просто посетить, побывать, а и заплатить деньги. Организации-то коммерческие, работают на прибыль. В среднем хождения заявителя выливаются в три месяца.

Участники общественных слушаний говорили о том, что давно пора сделать «единое окно» в «Ставропольгоргазе», чтобы человек пришел, подал заявку на нужные ему работы, предоставил минимум документов – и далее родственные организации пусть действуют сообща. Надо избавить людей от мучительных хождений, которые согласно требованиям Президента и Правительства РФ давно выглядят просто архаикой.

Диктат монополиста

– В чем люди видят причину тех трудностей, которые возникают в общении с газовиками?

– В первую очередь в том, что они монополисты, и человек вынужден принимать те условия, которые ему диктуют. А диктат сплошь и рядом. Вот домовладельцу нужно установить газовый счетчик. Ему попутно навяжут и проектную документацию, и перестановку газовой колонки. А ведь именно эта организация обслуживала данное домовладение много лет и никаких подобных требований доселе не предъявляла. А как только появился повод  – тут же: а вы заплатите за перестановку, скажем, водонагревателя. Это неправильно, «Ставропольгоргаз» просто «выжимает» с человека деньги. У нас немало таких конкретных примеров.


Долгожданные изменения в Правилах

– Есть «Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования...», утверждённые постановлением Правительства РФ № 410. Ссылка ведь обычно делается на них?

– Актуальный вопрос. Дело в том, что Правительство РФ внесло в них изменения на основании решения Верховного суда от 10 декабря 2013 года №13-826, которые стали действовать совсем недавно, с 15 апреля этого года. Наш «ЖКХ Контроль» не остался в стороне от их обсуждения, мы активно участвовали в видеоконференции, которую проводила Общественная палата РФ. И потому разговор с представителями газоснабжающих организаций был конкретным.

Остановимся на том, что Правилами определён порядок и условия заключения и исполнения сторонами договора о техническом обслуживании и ремонте бытового газового оборудования.

Как он выполняется у нас? В преддверии публичных слушаний мы провели опрос населения, который показал, что газовики приходят в дома и квартиры, иногда не имея точных сведений о наличии и типах оборудования, но с уже готовым перечнем оказания услуг и их стоимостью. При этом обслуживание газового оборудования одним слесарем занимает столько же времени, сколько оформление документов его напарником. Это не больше 15–20 минут при полном «наборе» внутридомового газового оборудования, а по регламенту на эти работы требуется не менее часа. Техническое обслуживание оборудования носит формальный характер, а вот его стоимость – реальный, более трёх тысяч рублей. Люди понимают, что одно другому не соответствует, и возмущаются, обращаясь в самые разные инстанции. Причем оплату слесарь требует по квитанции на месте, тогда как по Правилам оплатить можно не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выполнения работ.

В новых правилах пользования газом на первом месте – безопасность. Ясно, что это прямая обязанность как потребителей газа, так и работников ОАО «Ставропольгоргаз». Давайте задумаемся: может ли организация, которая обслуживает, заменяет оборудование, еще и контролировать безопасность? Далеко не всегда. В монтаже газопроводов, другого газового оборудования работники горгаза – высококвалифицированные специалисты. А вот обслуживание газового оборудования... В лучшем случае – газом не пахнет? Или «обмылили» соединения, провели небольшой визуальный осмотр, и все. Между тем проверять надо газоанализаторами, а они есть далеко не у всех слесарей. И еще в одном наши газовики лукавят: Правилами определено, что обслуживание и ремонт бытового газового оборудования производится раз в три года, а нам навязывают ежегодное обслуживание.

Взять как можно больше денег  – люди говорили об этом стремлении газовиков доказательно и с возмущением. В 2009 году замена газовой плиты стоила 191 рубль 50 копеек, сегодня доходит до 652 рублей. Чем больше взвинчиваются цены, тем меньше обеспечивается безопасность, здесь прямая связь. Люди не хотят иметь стрессы, порой просто уклоняются от того, что необходимо сделать.

Может быть несколько исполнителей

– Владимир Михайлович, дайте разъяснение. Мы не раз получали ответы газовиков на письма читателей, что право проводить деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене оборудования принадлежит только газораспределительной организации, транспортирующей газ по договору с поставщиками газа.

– Изменения, внесенные в Правила 410, с апреля этого года устраняют монополизм горгаза. В городе, другом каком поселении может быть несколько организаций, имеющих специальное разрешение – допуск на техническое обслуживание газового оборудования, ремонт. До 2011 года установкой газового оборудования, котлов в Ставрополе занимались 15 организаций. Потом разрешения у них приостановили, и «Ставропольгоргаз» все взял на себя, монополизировав эту деятельность. Стоит добавить – даже не имея на то время квалифицированного персонала по обслуживанию и ремонту настенных импортных котлов.

Сколько стоит установка газового счетчика?

– Теперь о том, что волнует многих и многих. Известно, что по 261-му Закону об энергосбережении всем нам надо ставить газовые счетчики, сейчас обозначен срок – до 1 января 2015 года. Но вот уже несколько лет людей пробивает дрожь от одного упоминания о них, поскольку цифры звучат – 15, 12, 10 тысяч рублей за установку. О какой экономической целесообразности можно говорить в таком случае?

– Счетчики устанавливать безусловно надо. «Ставропольгоргаз» разработал инструкцию о порядке установки газовых счётчиков. Но... По сравнению, например, с московской методикой порядок установки у нас громоздкий, затяжной, требует представления многих документов. Сначала надо вызвать техника проектно-сметного отдела, обязательно провести техническое обслуживание газового оборудования, если прошло более одного года, согласовать установку в ООО «Межрегионгаз Ставрополь» и т.д. Все это, естественно, отпугивает людей, тем более что и в этом виде услуг ОАО «Ставропольгоргаз» пока своего рода монополист. Надо ли разрабатывать проект или в многоквартирном доме все гораздо проще и унифицированнее – это интересует многих. Там, где особых подходов не требуется, цена за установку приборов учета газа должна быть невысокой и экономически обоснованной.

– Если мы не разрушим монополию на установку газовых приборов, если при таком огромном объеме работ не создадим нормальную здоровую конкуренцию, не пустим на рынок иных исполнителей, то, думаю, тысячи и тысячи собственников квартир газовые счетчики просто не будут ставить.

– Это должны понимать и в правительстве края, и в соответствующем министерстве, и в мэрии Ставрополя. В установке прибора учета люди должны увидеть экономическую целесообразность. А она в том, что будет экономиться газ в масштабах города, края, страны, и что человек будет платить за реально потребленное, а не за мифические нормативы.

правила, монополизм, Ставропольгоргаз, газ