Бумажные страдания

Наталья Тарновская
В нашу редакцию обратились сразу несколько читателей с жалобами на организацию работы  различных «бумажных» ведомств, в которых люди теряют не только время, но и здоровье в процессе оформления того или иного вожделенного документа. Чтобы прояснить ситуацию, я отправилась на разведку по маршруту, состоящему из нескольких адресов: отдел управления Федеральной миграционной службы в Ленинском районе, налоговая инспекция Промышленного района и городское управление Федерального агентства кадастров.
 
 
B миграционной службе, несмотря на ранний час, меня встретили плотные ряды граждан с решительным выражением на лицах, выстроившиеся практически возле всех имеющихся в заведении дверей. На мои попытки приблизиться очередники, сомкнувшись плечом к плечу, доходчиво объяснили, что «меня тут не стояло», а чтобы иметь шанс попасть в заветный кабинет, нужно приходить к 7-00 и записываться в особой бумажке. Записавшись, никуда не уходить, потому что отлучившихся собратья по несчастью из списка частую тут же вычёркивают, и тогда всю процедуру нужно будет повторять на следующий день. Когда же люди поняли, что на их место под дверью я не претендую, смягчились.

Узнав же, что их проблемами заинтересовалась «Вечёрка», очередь молниеносно превратилась в импровизированный пикет:

- Ведь это бесчеловечно людей так мучать, - тут даже присесть негде, полдня на ногах стоять приходится и пожилым, и нездоровым, и беременным!..

- Духота страшная, дышать нечем! В обмороки попадали бы все, наверное, если бы толпа такой плотной не была...

- Всё ободранное: линолеум в клочья разорван, стены обшарпанные, прислониться страшно...

- И через одного лезут то спросить что-то, то бумажку занести, а времени занимают столько же, сколько и каждый из очереди, хотя на стендах всё написано...

Самое большое возмущение высказывали желающие пробиться к кабинету, где решаются вопросы гражданства: там очередь была наиболее масштабной.

В то же время к персоналу и качеству его работы претензий у посетителей не было. По крайней мере ни один человек по этому поводу не высказался. Все единодушно отметили, что сотрудники службы работают быстро и оперативно, никто чаи не гоняет и приём ведётся абсолютно во всех кабинетах.

На вопрос, что можно сделать для того, чтобы снять проблему очередей, люди только руками разводили:

- Да, наверное, ничего и не сделаешь, - озвучил общее мнение Михаил Брянцев. - Паспорт всё-таки дело серьёзное, процедуру не упростишь. Штат расширять нужно и помещение. Неужели в нашей стране, захлёбывающейся в
нефтедолларах и прощающей долги развивающимся государствам, нет средств на то, чтобы привести здания паспортных столов в порядок, обеспечить их необходимым штатом и количеством кабинетов? Да и на элементарные лавки для посетителей могли бы денег дать.

- А для всех вопросов и уточнений, которые возникают у граждан, нужно справочную ввести, чтобы не было предлога заходить без очереди, - добавила Ольга Кормча.

Вооружившись списком претензий и жалоб посетителей, обратилась к начальнику отдела управления Федеральной миграционной службы по Ленинскому району Елене Дубрановой.

- Все эти вопросы - не только проблемы граждан, обращающихся к нам, но и наша боль, - сетует Елена Алексеевна. - И штат давно просим вышестоящее руководство расширить, и капитальный ремонт сделать, но средств выделяется мало, хватает только на устранение каких-то экстренных ситуаций: починку перегоревшей проводки, устранение течи в трубах.

Потому о кондиционерах пока остаётся только мечтать, хотя руководство отдела заявку о них давно подало. А деньги на линолеум, по словам Елены Дубрановой, вышестоящая организация обещает выделить буквально на днях, так что пол в порядок будет приведён в самое ближайшее время.

- Очереди же у нас такие большие, потому что на нас двойная нагрузка ложится: мы выполняем функции и паспортно-визовой, и миграционной службы - мы тут задыхаемся в тесноте, и страдаем от этого не меньше, чем наши посетители.

В городском управлении Федерального агентства кадастров объектов недвижимости картина повторилась один в один, только тут добавились ещё две большие претензии. Первая и основная - затянутость процессов оформления земельных участков, которые длятся порой годами. Вторая пикантная — отсутствие, пардон, туалетов в радиусе нескольких сот метров.

- Мне уже под семьдесят, - пожаловался один из мучеников российской бюрократии, пожелавший остаться неизвестным. - Я тут целые дни на ногах провожу, подперев стенку, да ещё в поисках туалета должен на Нижний рынок бежать или в какие-то кафе! Неужели, чтобы гараж для своего потрёпанного «жигулёнка» построить, нужно последних сил и здоровья лишиться? Закон должен защищать людей от такого отношения.

Другая причина неудобств в налоговых инспекциях: там при всём евроремонте и большом количестве «посадочных мест» вокруг кабинетов чиновников тоже много недовольных.

- Очень мало кабинетов отведено для приёма граждан, - считает предпринимательница Нина Сорокина. - Здание большое, работников уйма, а бумаги оформить невозможно. В одной очереди стоят люди по разным вопросам.

- Мало того, что долго документы делаются, попробуй ещё все бумажки собери для этого! - присоединяется к разговору её соседка по очереди Анна Вартанова. - Из одного кабинета бежишь в другой, в третий. Да не сосчитать их! Везде очереди, и бывает так, что, отстояв, узнаёшь: в этот кабинет из предыдущего тебя отправили напрасно, нужно было идти совсем даже не сюда. Интересно это по всей стране так или только у нас?

- У меня ещё небольшой бизнес в Ростове есть, - говорит авторитетный гражданин с цепью в палец толщиной на шее. - Там не так. Приходишь с утра берёшь талончик, как в поликлинике, с указанием конкретного времени, когда тебя примут. И, что самое интересное, принимают! Без очередей и нервотрёпки. А тут братская могила просто!

Что ж, выводы из моей экскурсии очевидны. Проблемы есть, они серьёзные и их нужно решать. Что можно предпринять для того, чтобы сократились очереди в организациях, занимающихся подготовкой различных документов? Своё мнение и предложения можно высказать в рамках «Народной трибуны» завтра с 10 до 13 часов по телефону 23-60-26.