Бюджетные страсти

Владислав Секачев

Бюджетные страсти
Вчера на брифинговой площадке краевого правительства с журналистами встретился первый заместитель главы исполнительной власти региона — министр финансов Ставрополья Владимир Шаповалов. Разговор шел об исполнении бюджета текущего года и планах на перспективу. Беседа получилась весьма откровенной, затрагивающей самые острые, порой не очень удобные и выигрышные для власти темы.

Под знаком кризиса

Конечно, в разговоре о финансах от темы кризиса было не уйти. Под его знаком заканчивался прошлый год, продолжается нынешний и, судя по прогнозам, не обойдется следующий. Исполнение бюджета может служить своеобразным барометром эффективности предпринимаемых властями антикризисных мер. Владимир Шаповалов откровенно признал, что к финансированию расходов в текущем году подходили более чем осторожно. Когда вся страна затягивает пояса, краю выделяться в этом процессе как-то не с руки. Среди приоритетов на Ставрополье, как и в целом по России, выплаты социального характера. Но кое-что пришлось существенно урезать. Постараюсь не утомлять читателя излишним обилием цифр, остановлюсь лишь на основных. В бюджет Ставропольского края за первое полугодие 2009 года поступило доходов в сумме 23, 4 миллиарда рублей, что составляет более 43 процентов к годовым плановым назначениям по доходам. Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов составило 12, 3 млрд рублей, годовые контрольные показатели по их сбору обеспечены на 35,29 процента. Министр финансов подчеркнул, что краевым властям пришлось пойти на непопулярные меры — объем поступлений по собственным доходам, налоговым и прочим был сокращен более чем на 7 миллиардов рублей, а расходы — более чем на 3. Прогнозы на конец года также являются не слишком утешительными — по краевому бюджету недополученные средства могут превысить 9 миллиардов, а по консолидированному — 15. Так что сокращение — объективная необходимость, что и было сделано в начале июля. Здесь можно говорить о наметившихся тенденциях, которые подтверждают невеселые цифры. Недополучение доходов по налогу на прибыль составляет на сегодня свыше 1,6 миллиарда рублей. Что касается собственных источников, то есть того, что непосредственно зависит от работы правительства, то здесь прежде всего стоит обратить внимание на поступления от платных услуг. Они ниже запланированного более чем на 500 миллионов. Владимир Шаповалов признал определенные недостатки в работе по этому направлению. Сейчас ситуация меняется — внедряются новые формы учета и контроля, проводятся ревизионные проверки, изыскиваются внутренние резервы. Глава минфина отметил, что сокращения пришлось проводить буквально по всем фронтам. Что касается госкапвложений, то деньги предусмотрели только на те объекты, которые будут сдаваться в этом году, нет даже ни одного переходящего.

Наполовину сокращены расходы капитального характера на госучреждения, на 200 миллионов — на финансирование неработающего населения по фонду обязательного медицинского страхования, почти на 64 миллиона — на жилье для детей-сирот. Впрочем, по последнему направлению оставлена весьма значительная сумма, и интересы обездоленных не должны особо пострадать. Не обошлось без снижения доли средств краевой составляющей на ремонт объектов социальной сферы. В основном в муниципалитеты направлены финансы на обеспечение противопожарной безопасности.

Законотворчество

Владимир Шаповалов особо остановился на проводимой исполнительной властью законотворческой работе. Были подготовлены такие документы, как закон о бюджетно-налоговой политике, изменения в закон о межбюджетных отношениях. С этого года внедрена практика общественных слушаний по бюджету. Выглядит это следующим образом — минфин готовит проект главного финансового документа края, согласованный по всем параметрам с муниципалитетами, и выносит его на обсуждение. Замечания и предложения будут учтены до вынесения бюджета на заседание правительства. Что касается межбюджетных отношений, то здесь речь в первую очередь идет о субсидиях, выделяемых краем территориям. Последним теперь дано больше самостоятельности в распределении этих средств. Приоритеты должны определяться на местах — это гораздо эффективнее.

Антикризисный стиль работы

Министр финансов подчеркнул, что в условиях кризиса работа его ведомства коренным образом изменилась, стала гораздо более оперативной и скоординированной с другими структурами. Особо четкое взаимодействие сложилось с налоговой службой. Ведь у нее с минфином, по сути, одна задача — увеличить денежные поступления. Результаты видны уже сейчас. Во-первых, значительно сократилась недоимка. Во-вторых, с предприятиями проводится индивидуальная работа. В-третьих, контроль над отчислениями наиболее крупных производств, стоящих на налоговом учете в Москве, осуществляется совместно с федеральными структурами. Отрадно, что роста задолженностей по заработной плате в крае не наблюдается. По словам Владимира Шаповалова, злостных должников в регионе нет, но есть предприятия, как говорится, «с историей».

Ставрополь и край

На вопрос журналиста газеты «Вечерний Ставрополь» о бюджетных отношениях между краем и его столицей Владимир Шаповалов ответил так: «Сегодня применительно к Ставрополю термин «город-донор» звучит слишком громко. В 2008 году было принято решение, согласно которому отрицательный трансферт — та самая «донорская» часть, 50 процентов сверхпланового дохода — у Ставрополя не изымать. Для этого был определен специальный повышающий коэффициент. Цена вопроса - 224 миллиона рублей. Кроме того, с 2005 года появилась специальная субсидия на развитие и содержание краевого центра. В прошлом году ее сумма выросла до 325 миллионов, а в этом — до 375. Эти деньги выделялись для приведения в порядок городских дорог, фасадов зданий, тротуаров, уличного освещения и так далее. К сожалению, по первому полугодию средства осваивались слабо. Нам пришлось сократить их на 100 миллионов рублей. Причина в том, что город не подготовил проектно-сметную документацию для проведения работ. По закону это надо сделать только из средств бюджета Ставрополя. Думаю, что причина в процессе становления, который переживает городская администрация. В будущем, уверен, нам удастся избежать подобных проблем».

Прогноз-2010

Прогнозы развития, как подчеркнул Владимир Шаповалов, чисто финансовой, а не социально-экономической сферы на 2010 год не слишком радостные. Доходы, скорее всего, будут сокращаться и в следующем году. Ведь начавшийся осторожный рост производства не ведет к автоматическому увеличению реализации продукции. На недавнем совещании в российском Министерстве финансов звучала необходимость исключения из законодательства таких статей, которые предполагают «не-ухудшение показателей» к уровню текущего года. Некоторые отдельно действующие законы, например, о социальных гарантиях пострадавшим от радиации, предстоит объединить. Об оптимизации расходов, в том числе и на социальные нужды, придется задуматься и на местах. Главная цель, по словам первого заместителя председателя краевого правительства, добиться того, чтобы уровень бюджета 2010 года был не ниже, чем в 2008-м. Учитывая вышесказанное, цель достойная.