Чарующие звуки осени

Михаил Сухарев

В Ставропольском Дворце культуры и спорта в субботу стартовал 47-й по счёту фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья». Его открыл всемирно известный камерный оркестр «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР Юрия Абрамовича Башмета

Юрий Башмет, без преувеличения, самый известный альтист в мире и владеет практически всем альтовым репертуаром. До него никто не давал сольных концертов на альте, Юрий Абрамович вывел этот инструмент на новый уровень. Сам он не раз говорил в своих интервью, что альт – сердце смычковых. Не зря слово «альт» по-итальянски – viola, то есть так же, как всё семейство этих музыкальных инструментов.

И всё же на открытие фестиваля Башмет приехал в первую очередь как руководитеь и дирижёр «Солистов Москвы». Ансамблю «Солисты Москвы», кстати, в этом году исполняется 25 лет, так что тур, в рамках которого и открытие «Музыкальной осени Ставрополья», – юбилейный.

Александр Плотников

За полчаса до концерта программа, которую будет играть ансамбль, была ещё не известна на 100%. В закулисном помещении Юрий Абрамович говорит, что Шуберт пока под вопросом и, возможно, вместо него будет что-то другое.

У нас всё трудное и интересное. Мы стараемся в репертуаре тура сильно не повторяться, чтобы не терять свежести. Мы вообще всеядные, репертуар большой. Есть и современные российские, итальянские, японские и даже китайский автор. Конечно, советский период – Прокофьев, Шостакович, Шнитке и другие. Позавчера, например, мы не играли ни Шуберта, ни Дворжака, ни «Воспоминания о Флоренции» Чайковского, – рассказал Юрий Башмет.

За час до концерта Юрию Абрамовичу удалось выкроить немного времени, чтобы ответить на вопросы журналистов, в томительном ожидании и неопределённости толпившихся у дверей VIP-гримёрки.

«Я очень жалею, что всерьёз не занимался джазом»

VIP в случае с гримёркой не синоним роскоши, она просто отдельная, а интерьер в ней совершенно скромный. Юрий Башмет приглашает журналистов не стесняться и садиться рядом к столу, на котором расположился нехитрый перекус и пока пустая пепельница. Музыкант ещё не расстался с вредной привычкой. Он не изменяет традициям и одет во всё чёрное – любимый цвет. На тумбе у зеркала открытый чехол, в котором под тонкой тканью скрывается вечный спутник Юрия Абрамовича – альт работы мастера Паоло Тесторе, сделанный им в свой «золотой период», в 1758 году. На этом инструменте Башмет играет с 1972 года и, по его словам, никогда не променяет его на Страдивари.

Александр Плотников

При поддержке Путина вам удалось организовать концерт, на котором все «Солисты Москвы» играли на инструментах Страдивари.

Мы не раз это повторяли, даже несколько раз выезжали с этим концертом за границу, были в Варшаве, Риме и по России немножко поездили. Но это огромный риск. Представьте себе, какие должны быть страховки, там же сумасшедшие деньги, и охрана нужна. У нас был свой вагон в поезде, который отцепляли, прицепляли и в тамбуре постоянно стоял человек с правом ношения и использования оружия. Цены на эти инструменты сейчас заоблачные. Минимально – миллион долларов стоит инструмент Страдивари, и это самый плохой, самый неудачный и разбитый.

У Ростроповича, например, было несколько виолончелей Страдивари. Один из инструментов очень давно стоил три миллиона, когда он его покупал. Эту виолончель Наполеон получил на поле боя в качестве трофея, но играть не умел. Ему сказали, вставь между ног, зажми. У него были шпоры, и одной из шпор он случайно проткнул корпус, сделал маленькую дырочку. Её, конечно, заделали, и на звуке это никак не отразилось, но из-за этого случая цена выросла уже до 5 миллионов, а поскольку играл Ростропович – уже 8. И так далее. Вообще. у меня давно была мечта собрать и послушать, как звучит не один Страдивари, а 18. А теперь у нас в коллекции 22 экземпляра. Это самая большая коллекция в мире, поскольку она находится в одном месте. В Японии, например, 40 инструментов мастера, но они находятся в разных частных коллекциях.

Выезд с такими концертами за границу – дело непростое. Среди инструментов есть такие, которые опасно вывозить куда-либо, потому что они не совсем легальные. Кто-то в блокадном Ленинграде, например, обменял за буханку хлеба.

Или вот такая забавная история. В мае 1945-го, на следующий день после Победы, в Берлине праздновали вместе подполковник советских войск и в таком же ранге американец. Они выпивали, и выяснилось, что один как трофей взял картину эпохи Возрождения, вырезал из рамки, свернул... А другой – скрипку. Так вот, во время этого вечера выяснилось, что отец нашего, советского, – скрипач, а у американца, наоборот, был какой-то интерес к живописи. В общем, они обменялись, и этот подполковник привёз в Союз скрипку. Позже выяснилось, что это Страдивари. Она сейчас в госколлекции, я на ней играл в том самом концерте. Но вывозить её за границу опасно, потому что может появиться какой-нибудь потомок и сказать: «А это вообще-то наше семейное достояние». Вот такие есть инструменты, которые под вопросом. Но звучит он, конечно, потрясающе.

Расскажите о своём смычке, он ведь тоже особенный…

Его особенность в простоте. Мы купили в обычном музыкальном магазине в Дрездене за 12 восточных немецких марок. Мне тогда было 13 лет. Это простая палка. Есть смычки гораздо дороже, некоторые с собственными именами. Если среди скрипок, альтов и виолончелей ценятся старые итальянцы, то самыми лучшими смычками считаются французские. У меня есть с собой один из дорогих. Вот я вам сыграю ноту этим смычком за 12 марок, а потом за 70 тысяч евро, и разница между ними минимальная, даже профессионал может не заметить.

Вы играете на смычковых инструментах, в юности играли на гитаре, в одном из видео я видел, как играете на клавишах. Есть какой-то инструмент, который вы хотели освоить, но не успели?

Я думаю, что в своё время я пропустил и не позанимался как следует на рояле. Бывает, что я представляю себе концерт Рахманинова или тех же Брамса, Чайковского. Вот тут, конечно, уже поздно. А мне предлагали и в школе, и позже, в консерватории, чтобы я взял в качестве специальности два инструмента, но там я уже плотно стал заниматься альтом, и всё. Ещё я очень жалею, что всерьёз не занимался джазом. Если бы занимался, мне кажется, у меня бы неплохо получалось. Я могу побаловаться, но это несерьёзно.

Так получилось, что с открытием фестиваля совпала дата Международного дня музыки. С этим праздником журналисты поздравили музыканта, пожелав ему крепкого здоровья и успехов.

Осень, полная музыки

Александр Плотников

Перед началом концерта «Солистов Москвы» зампред правительства Ставропольского края Ирина Кувалдина и председатель комитета Думы края по социальной и молодёжной политике, образованию, науке, культуре и СМИ Валентина Муравьёва объявили о торжественном открытии фестиваля.

Дорогие друзья, мы рады вас видеть в этом зале. По поручению Владимира Владимирова поздравляю вас с этим праздником, который призван наполнить новым звучанием сердце каждого любителя музыки. Хорошо, что он коснётся не только столицы региона, а прокатится музыкальной волной по всему нашему краю, – поприветствовала зал Ирина Кувалдина.

Александр Плотников

В программе первого отделения прозвучали инструментальные произведения зарубежных композиторов ХVIII – ХIХ вв. Серенада ми мажор в пяти частях чешского композитора-романтиста Антонина Дворжака была сыграна оркестром под дирижирование Юрия Башмета, а в следующей за ней первой части сонаты «Арпеджионе» Франца Шуберта он уже сам взял в руки альт и исполнил сольную партию. Закончили первое отделение Адажио си минор из квинтета для альта и струнных Иоганнеса Брамса. Всё второе отделение музыканты посвятили «Воспоминаниям о Флоренции» Петра Ильича Чайковского.

Главный музыкальный праздник края считается одним из старейших фестивалей России. Как говорят организаторы из министерства культура Ставрополья, в дни фестиваля музыкальный пульс региона даже бьётся по-особому. Это удивительно дружное праздничное многоголосие мелодий, ритмов, народных напевов и разудалых плясок, торжество молодости, таланта и мастерства. Всего за пять дней в городах и сёлах края пройдёт около 300 концертов. В них примут участие не только профессиональные коллективы, но и учащиеся музыкальных школ, колледжей, коллективы домов культуры. 

музыка, музыкальная осень, оркестр, солисты Москвы, Юрий Башмет, Ставрополь