Чиновники поставили бизнес к барьеру

Елена Павлова
'ОПОРа' возникла 18 декабря 2001 года при участи Кремля как союз объединений предприятий малого бизнеса, буквально означает: Объединение предпринимательских организаций России.

Сегодня действует около 60 надзорно-контрольных органов. Границы их компетентности или размыты, или дублируются, или регулируются постоянно появляющимися подзаконными актами. В результате такого сверхконтроля ломаются предприятия.

Предпринимателей 'убивает' количество времени, которое надо потратить на документы, письма, обращения. Они считают, что чиновники ради блага государства должны работать по скользящему графику без техперерывов и выходных дней.

Представители малого и среднего бизнеса вынуждены искать среди чиновников здоровые силы в лице вменяемых мэров и губернаторов, но это не выход. Нет внятного политического документа о малом предпринимательстве. В то же время сырьевые отрасли могут дать только 3 - 4 процента роста ВВП, а нужно 7 - 8 процентов. Их может обеспечить только развитие малого и среднего бизнеса, а нынешние поборы со стороны чиновников оставляют страну без будущего.

Административные барьеры стали 'камнем на шее' малого и среднего бизнеса. Чиновники не живут в нормальном бизнес-климате, им удобно жить на штрафы и поборы, утверждали бизнесмены за 'круглым столом' редакции газеты 'Вечерний Ставрополь'

Если раньше бюрократы доводили до 'белого каления' пролетариат, причем во время его диктатуры, то теперь та же участь при демократии постигла уже представителей малого и среднего бизнеса. Все их доходы и время уходят на бумагу, то есть на контрольно-разрешительные документы, на штрафы и на легальные поборы во всевозможные благотворительные фонды. Дело делать не на что и некогда.

Очередной разговор в нашей редакции - о том, как обижают 'маленьких', от которых в итоге зависит благополучие всего государства, - стал продолжением и следствием крупных разговоров на уровне президента страны. В первый день марта прошел форум общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства 'ОПОРа России', 24 марта Владимир Путин встретился с представителями общественных организаций российского бизнеса, где обсуждались и пути преодоления административных барьеров, а 25 марта президент уже поручил правительству в сжатые сроки подготовить пакет законодательных мер. А 27 марта в Кисловодске предприниматели встретились с президентом 'Опоры' Сергеем Борисовым. Край представляли руководитель региональной 'Опоры' Сергей Харитонов, председатель правления Союза предпринимателей СК Станислав Поздняков и представители сфер торговли, строительства, медицинской и другой деятельности, руководители районных объединений предпринимателей.

Прошлогодний тезис Сергея Борисова о том, что малому бизнесу хорошо только там, где его нет, справедлив и сейчас. Самому президенту 'ОПОРы', чтобы организовать свой бизнес, пришлось получить от чиновников более 2,2 тысячи подписей. А если умножить количество пройденных инстанций на 30 дней, которые имеют право держать документ чиновники, то для организации его бизнеса потребовалось бы 188 лет. Правда, Сергей Борисов умудрился это сделать за 10 лет, и самое главное – без взяток.

Подобную историю могут рассказать многие предприниматели. К слову, вопреки выступлению Владимира Путина на встрече с предпринимателями о том, что число малых предприятий растет, Сергей Борисов в интервью 'Независимой газете' сказал, что за последние 10 лет количество малых предприятий не меняется. В статье 'НГ' с запоминающимся названием 'Нужны показательные порки чиновников' перечисляются барьеры, которые приходится преодолевать малому бизнесу: это невозможность просчитать бизнес-план из-за несовершенства государственного управления и бесперспективности взаимодействия с властью; отлучение предпринимателей от собственности – они не могут взять деньги в кредит, поскольку им нечего предложить в залог (спрос на микрокредиты удовлетворен только на 10 процентов); отсутствие внятной государственной политики в отношении малого бизнеса.

Предпринимателей облагают налогами – это нормально, и они не возражают. Но в остальном получается порочный круг, потому что на бизнес еще безнаказанно вешают 'чиновничью ренту', закрывая дыры в бюджете за счет благотворительно-принудительных поборов и платы за контрольно-разрешительную документацию. Предприниматель не может вести дело, поскольку тратит деньги и время только на 'ренту'. Его деятельность еле теплится, налоги в бюджет не поступают, отчего доходная часть бюджета страдает, а в итоге расходы на школы, больницы, ремонт и культуру закрыть нечем. И тогда тех, кто остался 'в живых', заставляют закрывать эти дыры в бюджете опять же через фонды…

Как сказал Сергей Борисов корреспонденту 'НГ', чтобы решить насущную проблему, предприниматели приходят к чиновнику с цитатами Путина о малом бизнесе. Вот только одна из них, сказанная в марте этого года: '…и бизнес, и органы государственной власти одинаково вяло, на мой взгляд, подходят к решению многих проблем и достаточно вяло проходят свою часть пути навстречу друг другу'.

Впрочем, насчет части пути, которая достается бизнесмену, вопрос спорный: попробуй пройти его быстро, если выставляются барьеры!

За 'круглым столом' в нашей редакции об этом же, только подробней, говорили заместитель руководителя ставропольской 'ОПОРы' Евгений Величко, предприниматель и одновременно председатель Думы Деминского сельсовета Анатолий Бойчук, ведущий юрисконсульт комитета Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности Валерий Головин.

Евгений Величко был на встрече с Сергеем Борисовым в Кисловодске, а за последние 4 - 5 лет стал участником около тридцати встреч с теми, кто имеет какое-либо отношение к малому и среднему бизнесу, включая власть и контролирующие инстанции. Он считает, что самое страшное - это груз региональных и муниципальных контрольно-разрешительных систем. В связи с этим он вспоминает передачу 'Сельский час', когда предприимчивый председатель СХП демонстрировал маленький пакет с чипсами, на которые у него ушло 900 согласований.

Сегодня в России 5 миллионов безработных, и 30 миллиардов долларов в год составляет коррупционный бюджет. Начинать свое дело приходится в невозможных начальных условиях. Даже если предприимчивый человек сможет взять в банке в лучшем случае 10 тысяч у.е., то отдавать проценты и производить что-то он не сможет, потому что весь его капитал уйдет на 'старт'. Тем временем очередного смельчака на старте поджидают представители исполнительной власти, вооружившись принципом принудительной благотворительности: ты мне, я тебе. Как считают в 'ОПОРе', никакого отношения к социально ответственному бизнесу такая практика не имеет. Наоборот, за счет бизнеса компенсируется несостоятельность власти.

Речь идет не о налогах. Предприниматель сам может выбирать форму налогообложения и рассчитать свой бюджет. Запустить чернильницей людям охота по-прежнему в бюрократов, которые тянут время. Невозможно знать заранее свои расходы, потому что бизнес сгорает в растущих тарифах, а главное, неизвестно, за что и где еще предъявят счет, чтобы штрафами и поборами с предпринимателей срочно заплатить учителям или врачам или что-то отремонтировать.

Анатолий Бойчук добавил к сказанному, что возможный минимум средств, который дает банк без поручителей, – 45 тысяч рублей, но под зарплату. А где ее взять, если человек не работает и хочет начать свое дело? В США сегодня 25 миллионов предпринимателей, в России же за 12 лет не набралось и миллиона. У нас в крае и в городе отпущенное предпринимателю время на сдачу всех отчетов - с 8 утра до 3 часов дня. То есть работать ему некогда, поскольку надо успеть отчитаться и заплатить. Кроме того, аренда земли выросла в 10 раз. У Евгения Величко, по его словам, за четыре года в центре города в 20 раз выросла аренда земли и цена на землю. Порой решение об этом выносится постановлением муниципалитета не заранее, а в текущем финансовом году.

По словам собравшихся за 'круглым столом', налоги в сравнении с 'чиновничьей рентой' и арендой земли ушли далеко назад. К тому же ставка арендной платы уменьшается с растущей площадью, и малым предпринимателям из-за соседства с громадными супермаркетами приходится сворачивать свое дело, потому что цены на их товары с учетом высокой платы за землю растут. Да, все эти огромные 'копейки' дают рабочие места, но налоги от их деятельности уходят за пределы края, а ставропольский малый бизнес, который платит налоги здесь, классически давят, и никто этот процесс не регулирует. К слову, в 2003 году ставропольские предприниматели посчитали, что самая дорогая земля – это 4 кв.м под газетный киоск. Учитывая еще десятки согласований, открыть киоск труднее, чем супермаркет.

Другой неиссякаемый источник поборов - кассовые аппараты, или, как их называют, ККМ. Их стоимость просто непомерная. Если в прошлом году касса обходилась до 4 тысяч рублей, то в этом – до 18 тысяч. Кассовый аппарат, как известно, выдает чек – простой договор с покупателем. Для предпринимателей, которые четко платят налоги по определенной, не зависящей от выданных чеков схеме, обязательность ККМ вызывает сомнения. Тем временем к ККМ добавили обязательный чип. По мнению предпринимателей, чип, который обходится в 6 тысяч рублей, нужен только продавцу, чтобы определить - у него ли брали товар. Тем не менее предпринимателя обязывают приобретать голограмму и платить за техническое обслуживание. Евгений Величко привел в пример владелицу сети булочных из Красногвардейского района. У нее 20 киосков, и чипом надо метить каждую булочку. Если обычно чипа хватает на год, то при такой активной эксплуатации – на месяц. Можно представить, сколько надо потратить, чтобы 12 месяцев в году приобретать по 20 чипов на каждый киоск.

Как сказали участники 'круглого стола', создается впечатление, что лоббируются интересы производителей ККМ и чипов. Кстати, Госдума России намеревалась рассмотреть набивший оскомину вопрос по кассовым аппаратам 18 марта, но отложила заседание по неизвестным причинам.

'Чиновничья рента', земля, налоги, коммуналка, ККМ, чип… Что еще? Еще то, что существующая система не допускает малых предпринимателей участвовать в госзаказе, нет программы для развития малого бизнеса в промышленности и ТЭК, государство регулирует только до 7 процентов цен на рынке, в то время как в США и Японии этот показатель достигает 20 процентов. Одним словом, 'низы' не хотят жить по-старому, да и 'верхи' уже не могут – налоги собирать не с кого.

Выход из создавшейся ситуации предприниматели видят в том, что в ближайшее время должен появиться закон о предпринимательстве, власть и бизнес должны встречаться каждую неделю, госконтроль за ценообразованием надо усилить.

Валерий Головин, выражая общее мнение участников 'круглого стола', считает, что само государство не будет решать эти вопросы. Малочисленные государственные отделы-однодневки по работе с малым и средним бизнесом то создают, то распускают, при этом толку от них нет. Надо объединяться и систематизировать требования самостоятельно, оформляя их в виде готовых проектов законов, и силами общества - 'ОПОРы' и Союза предпринимателей, которые сегодня есть в крае и базируются в Ставрополе, - двигать эти идеи через Думу к президенту.

Связаться с региональным отделением 'ОПОРы' можно по телефону в Ставрополе 37-31-13.