«Чистое слово», «Муравейное братство» и ... РКМЧП

.

Учителя и старшеклассники лицея № 17 благодарят редакцию газеты «Вечерний Ставрополь» за то, что публикация под рубрикой «Школа и общество: уходим в бессловесность» (14.11.2015) привлекла внимание горожан к проблеме сохранения русского языка.

К сожалению, сегодня речевая культура школьников вызывает у старшего поколения тревогу. Грамотность многих школьников на очень низком уровне. Они не понимают, что для сохранения русского языка необходимо соблюдать правила орфографии и пунктуации. Недопустимо, чтобы школьники видели ошибки в рекламных текстах, даже если авторы считают это креативом. Например, крем «Дляног» – продает известная фармацевтическая компания.

Задача у школы есть ясная: сформировать у школьников осознанную орфографическую грамотность. И это – постоянная работа, которой должны заниматься педагоги, образовательные учреждения всех видов, родители.

Образцом грамотной речи должны быть печатные СМИ.

Культура речи, грамотное использование русского языка – это один из показателей профессионализма современного учителя, независимо от того, какой предмет он преподает. Учитель должен быть примером для школьников. И, конечно же, поэзия – это образец яркой грамотной речи!

Часто молодые люди не находят слов, чтобы выразить свои чувства, свое отношение к происходящему. Нужно с подросткового возраста вести профилактическую работу для того, чтобы воспитать у молодых отвращение к нецензурной брани. В одной из статей журнала «Народное образование» давались рекомендации молодежи о том, как избавиться от сквернословия. Эту рекомендацию мы используем в акции «Чистое слово», которая проводится в лицее регулярно с 2007 года. Ее участники – члены лицейского объединения «Муравейное братство».

Цель акции – показать значимость русского языка для межличностного общения, понимания художественных текстов, для того чтобы знания, полученные в школе, становились личностными и со временем переходили в убеждения. Слушая выступления участников акции, школьники начинают понимать, что действительно: «Слово может убить, Слово может спасти, Слово может полки За собой повести»…

Вся наша история и жизненный опыт людей подтверждают это.

Если слово становится поэтическим, его воздействие на человека многократно усиливается. Понять и почувствовать это школьникам помогает участие в долгосрочном социально-образовательном проекте «Поэзия нам помогает жить, мечтать, надеяться и верить…»

Главная цель проекта – помочь каждому находить в поэзии личностный смысл, услышать то, что тебе, лично тебе, хотел сказать автор, находить ключевую фразу, которая помогает понять то, что скрыто за словами, то есть замысел автора. С поэтическим текстом мы работаем по технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Она дает возможность каждому ученику выразить в свободной форме свое личное понимание замысла автора.

Важно то, что работа выполняется в письменном виде, когда каждый может сосредоточиться на своих мыслях. Потом, анализируя работу, учитель весь спектр мнений представляет ученикам, не давая своей личной оценки. Каждый школьник получает возможность выслушать высказывания своих сверстников и либо укрепиться в своем понимании произведения (иногда в споре), либо изменить его.

Важно, чтобы ученики поняли, что поэзия (как и вся литература) не ограничивается школьной программой. У каждого есть возможность искать, понимать, учить наизусть стихи, которые волнуют, помогают понять что-то важное. Задача учителя – сформировать у школьников потребность в постоянном творческом чтении, понимание того, что стихи – это отражение души поэта, которая всегда открыта читателю. Поэт через свои чувства, самыми яркими словами дает понять молодому человеку: то, что он переживает, уже пережили другие люди (опыт поколений).

Сохранение чистоты русского языка и его просветительской миссии – одна из главных задач современного образования.

Когда учитель использует на уроках поэтические тексты, имеющие отношение к теме, это повышает интерес школьников к преподаванию предмета. Поэзия сегодня становится метапредметным компонентом образовательного процесса (русский язык, литература, история, экономика, география, физика, обществознание). Есть замечательные образцы гражданской лирики, которые могут стать проводником речевой культуры. Поэтическое слово запоминается, наводит на размышления, учит правильной выразительной речи, наполняет получаемые знания личностным смыслом. В этом убеждены участники лицейского клуба старшеклассников «Просвещение». Им было предложено после знакомства со статьей «Школа и общество: уходим в бессловесность» высказать свое мнение о том, какие качества сегодня необходимы учителю, чтобы его труд давал достойный результат. Вот составленный ими коллективный портрет учителя: «Современный учитель – это человек, который видит свое предназначение в том, чтобы воспитывать достойного гражданина нашей страны, который любит свою профессию, любит детей, способен общаться с ними на уровне чувств и личным примером показывать, что такое созидательная гражданская позиция, который сам постоянно повышает уровень своей образованности по зову сердца, для которого самосовершенствование – бесконечный процесс, не зависящий ни от каких обстоятельств».

P. S.: сегодня свободная письменная речь мало используется школьниками для личностного роста, для самопознания (все реже пишутся письма, почти забыты личные дневники).

Но если есть желание, все это можно использовать в воспитательном процессе, параллельно выполняя и другую задачу: повышение речевой культуры школьников.

Учитель постоянно должен помнить слова А.С. Пушкина:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…
Спасибо, что «Вечерний Ставрополь» напоминает об этом.

Э. К. Леонова, педагог дополнительного образования лицея № 17 и М. В. Марачева, учитель информатики лицея № 17.

грамотность, школы, культура речи