Что делать, если «сыр выпал»?

Лариса Ракитянская

Что делать, если «сыр выпал»?

Заметки о краевом семинаре словесников, прошедшем в 25-й гимназии Ставрополя 14 февраля

Не всякое собрание, совещание профессионалов достойно широкого освещения в печати – тем более семинар, где обсуждаются весьма узкие проблемы. Однако тема, заявленная в 25-й гимназии, уже многие годы остается в сфере пристального общественного внимания и интереса. Русский язык и литература в школе на слуху и в высоких сферах – вплоть до администрации президента и даже главы государства. Причем не просто «на слуху» - Владимир Путин не далее как в сентябре прошлого года на итоговой пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» определил роль учительского сообщества в укреплении национальной идеи, подчеркнув: «Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы…».

А спустя месяц, в ноябре прошлого года, в Москве прошел Учредительный съезд общероссийского общественного объединения «Ассоциация учителей русского языка и литературы». В его работе приняли участие свыше 250 учителей русского языка и литературы из 82 регионов России. В составе делегации Ставропольского края были Наталья Бекетова (лицей № 14), Елена Лагутина (гимназия № 25) и учитель из Железноводска Владимир Безручко.

Подробно об этом событии «Вечерка» писала в конце ноября. Тогда общественность широко обсуждала новость о том, что в ЕГЭ вернулось сочинение; в эти же дни на Ставрополье разразился «литературный скандал» – попытка подвергнуть сомнениям право классиков (С. Есенина и В. Набокова) находиться в списке изучаемых в рамках школьной программы по литературе.

А вскоре после съезда произошло еще одно заметное событие на политической и культурной сцене страны – президент встретился с потомками классиков русской литературы, писателями и поэтами современности. Разговор шел все о том же – литература русскую душу волнует в любом «виде»: на уроке, на диване, на тусовке и в ГУЛАГе…

Но вот прошедший в минувшую пятницу краевой семинар словесников был не столь оптимистичен: педагоги вновь и вновь говорили о проблемах профессионального сообщества…

Вопрос госбезопасности

О создании и съезде Ассоциации подробно рассказала коллегам член Координационного совета ООО АССУЛ (Ассоциации учителей русского языка и литературы. – Л. Р.), председатель регионального отделения ООО АССУЛ Ставропольского края, учитель русского языка и литературы гимназии № 25 г. Ставрополя Елена Владимировна Лагутина. Она же продемонстрировала собравшимся своеобразный «репортаж» - видеоролик со съезда, так что основные моменты выступлений российских деятелей культуры и науки словно «пришли» в актовый зал 25-й гимназии.

Е. В. Лагутина сделала, на мой взгляд, несколько ключевых акцентов в своем выступлении. Она подчеркнула: в стране продолжает разрушаться единое образовательное пространство, разрозненность и разобщенность в работе словесников можно считать фактом, речевая культура школьников катастрофически падает, а нормативно-методическая база преподавания русского языка и литературы не менялась чуть ли не с 70-х годов прошлого века...

По мнению Е. В. Лагутиной, только эти факты позволяют говорить, что и создание АССУЛ, и нынешний краевой семинар – это не просто формальное обозначение объединения учителей, это (без боязни высокого штиля!) решение вопроса государственной безопасности.

В одну телегу впрячь не можно…

Об актуальных проблемах преподавания русского языка и литературы говорила Наталья Михайловна Малахова, заместитель директора по УВР гимназии № 25, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2012». Она не осуждала не читающих классику школьников, лишь настаивала: заставить детей читать и думать можно и нужно, даже если для этого потребуется какое-то произведение вслух на уроке прочитать. Но Н. М. Малахова при этом сочувствовала себе и коллегам - им ведь просто невозможно объять необъятное в условиях искусственного объединения двух предметов – русского языка и литературы – в один…

- Было много мероприятий, где эта проблема поднималась, и что же? Неужели у нас будет опять тот же «Тяни-Толкай»? И как тут нам говорить о сочинении в рамках ЕГЭ по предмету (по литературе. – Л. Р.), которого не существует? – этот эмоциональный порыв Н. М. Малаховой, было видно, в зале поддержали…

Но и другую мысль учителя тоже без внимания не оставили: нынешний год в России объявлен Годом культуры, а следующий, по предложению президента, может стать Годом литературы. А что до этого делать, если есть факт: наш современник на чтение тратит только девять минут в сутки – нам некогда…

Внимать, понимать, чувствовать. Общаться!

Об эстетике современного русского языка как актуальной проблеме современного общества говорил Вячеслав Петрович Ходус, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка СКФУ – кстати, выпускник тогда еще 25-й школы, а ныне – гимназии. Он признался: когда получил приглашение на семинар, в мыслях неотвязно звучали строчки из басни Крылова «Ворона и лисица» «Сыр выпал, с ним была плутовка такова»… Откуда такая ассоциация? Оказывается, все просто: в нынешнем обществе и вправду пропала идея читающей нации и идея наслаждения языком – сыр выпал… Ведь и классики-то писали, не думая, что классиками будут – они творили, чтобы их читали и понимали, и потому язык нес эстетическую и коммуникативную функцию – внимать, понимать и чувствовать.

В. П. Ходус своих учителей-словесников вспомнил добрым словом – это они сумели привить интерес к филологии и литературе, это они удивили его и его одноклассников тем, что Максим Максимович из лермонтовского «Героя нашего времени» ехал не куда-нибудь, а в Ставрополь! Это они убедили: нельзя никакого открытия в физике сделать, если не расширить границ языка.

Возвращаясь к теме необходимости профессионального общения, В. П. Ходус подчеркнул: участвуя в Ассоциации на региональном уровне, словесники нашего края уж точно вернут себе хотя бы потерянное удовольствие от общения друг с другом. Он пошутил: может, хоть на Ассоциации наговоримся…

Вперед, в Тарханы, в Пятигорск!

С большим интересом собравшиеся выслушали выступление Инны Юрьевны Малыгиной, кандидата филологических наук, доцента кафедры русской и зарубежной литературы Ставропольского государственного педагогического института. Как участник Российского литературного собрания, Инна Юрьевна говорила о об изменениях в формах итоговой аттестации по литературе в 11-м классе, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Независимая итоговая аттестация требует создания точных критериев оценки, понятных выпускникам, их родителям, учителям. Пора уже определяться и с видами сочинений...

В работе семинара принял участие Владимир Николаевич Соколов-Лермонтов, преподаватель Ставропольского краевого художественного училища, потомок великого поэта. Он говорил о необходимости научить детей воспринимать личность и творчество М. Ю. Лермонтова не только в узколитературном контексте, но и с общекультурных позиций.

Директор гимназии № 25 Владимир Николаевич Зубков обратился к коллегам с предложением внести некую неформальную нотку в дела вновь созданной в крае общественной организации: все предстоящие в этом году мероприятия проводить под знаком празднования 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова. А для этого предпринять поездки с детьми по лермонтовским местам на Ставрополье, и даже - в Тарханы. Это вполне по силам активистам регионального отделения ООО АССУЛ Ставропольского края - вместе с другими общественными и профессиональными организациями.