Давайте обратимся к законам

Елена Павлова

В пятницу состоялся Совет атаманов Терского войскового казачьего общества — запланированное мероприятие. Конец года, отчеты, итоги, планы. Дополнительно и внепланово возникшим вопросом стал мой материал «За единение и товарищество», вышедший в четверг, — об отчетно-выборном круге Ставропольского городского казачьего общества Терского казачьего войска.

По запланированным пунктам отчитывались руководители. Атаман округа Александр Фалько рассказал о работе в районах и городах края 23 казачьих дружин, росте числа кадетских классов (53 в сравнении с 39 по прошлогодним показателям), 4 казачьих лицеев, работе экспериментальной площадки в Пятигорске, численности казаков, несущих государственную службу в органах государственной и исполнительной власти, силовых структурах, а также — о проведении соревнований и фестивалей. Соревнования по рукопашному бою в Дивном, День казачьей культуры в Зеленокумске, фестиваль казачьей песни в Ставрополе, региональный фестиваль «День казачки» в Пятигорске. Отметил успехи спортсменов Григорополисского лицея и т.д. В перспективе — планы, в том числе определенные комиссией Федерального округа Совета по казачеству при Президенте РФ — это и традиционный конкурс «Казачьему роду нет переводу», и подготовка команды для участия в военно-спортивных играх, «плацдармом» для проведения которых станет Дон. Ставрополь же будет принимать съезд православной молодежи.

Особой темой стало обсуждение неожиданного для многих первоначального результата мониторинга общественного мнения о введении в школах нового предмета — напомним, сначала край подавляющим большинством проголосовал за «Светскую этику», и невелик был процент родителей, желающих, чтобы их дети изучали основы православной культуры. Потребовалась дополнительная работа с родителями и, так сказать, переголосование. Протоиерей Павел (Самойленко) передал атаманам удивление архиепископа Феофана — как православные люди могли выбрать светскую этику? Она основана на системе западных ценностей, которая не допускает Бога, поскольку в ее основе — сам человек, и эта этика много чего лишнего ему позволяет. Казаки согласились: многие школы просто выбрали то, что им удобнее в плане преподавания, и за это агитировали родителей. Потом выяснилось, что многие папы и мамы попросту не придали значения тому, что они подписывали. В результате Совет атаманов выразил поддержку введению предмета «Основы православной культуры»…

Теперь — к внеплановому вопросу круга. То бишь — к моему материалу. Отмечаю как плюс: в этот раз «разбор полетов» проводился в моем присутствии. Желание официального округа донести до читателя свою позицию понятно. Вполне объяснимо и желание, чтобы под этой позицией стояла моя фамилия. Фамилия стоять будет, но я, как и в предыдущем материале, подчеркиваю, что сознательно ухожу от аналитики, оценочных суждений. Анализировать и делать выводы — вам.

Единственно замечу, что для ясности картины, если уж, как сказал атаман округа Александр Фалько, хотели расставить точки над i, надо было пригласить и атамана Квашнина, чей круг был информационном поводом для моего материала. Там сообщалось о создании «Товарищества казачьих отделов и казачьих кругов Ставропольского края».

Александр Фалько:

— Инициатива «Товарищества» была поддержана единогласно. Вот по этому поводу я звонил Квашнину. Он говорит: можно сказать, что мы этот вопрос вносили. Я говорю — вопрос серьезный, так выносился или нет — как бы не как бы. Но мы, говорит, потом после съезда поехали на Пржевальского, в помещение управы, там дальше обсуждали эти вопросы. На круге Ставропольского городского казачьего общества не было этого товарищества создано. Ни атаман Квашнин, ни официальное лицо от администрации города этого не подтверждают. И те казаки, с которыми общались, однозначно говорят, что этого не было.

… Вот почему я и говорю, что вместе со мной надо было бы пригласить и Квашнина. Чтобы он сам на вопрос «было — не было» атаманам ответил (я-то на его круге присутствовала). Но пришлось-таки мне с ним после Совета еще раз по телефону пообщаться:

– На круге было принято решение о создании товарищества, — говорит Владимир Квашнин, — но из-за того, что время аренды зала заканчивалось, работу круга пришлось сворачивать, и детально этот вопрос с казаками, приехавшими из районов, обсуждали в управе. Ну а сейчас идут рабочие моменты по его созданию.

Наиболее эмоционально было воспринято появление в материале Юрия Чурекова, который просто выступал. Но, присутствуя на круге в качестве гостя, не голосовал.

– И этот круг, который проходил, и другие общества, которые сформированы — в пику, я считаю, что они противопоставляют себя тем казачьим структурам, которые действуют на территории Терского казачьего войска, — считает атаман Железноводского общества Васин. — Они работают не на объединение, а на разделение казаков. Всячески пытаются отсечь часть нормальных достойных хлопцев, которые несут службу по охране общественного порядка. Вы знаете, что к казачеству неоднозначно относятся на Северном Кавказе. Такие статьи просто отбрасывают нас на несколько лет назад…

– А что вы увидели вот в этой статье такое, чтобы могло конкретно вас отбросить?

– Уже присутствие Чурекова о чем-то говорит? Там, где Чуреков, — однозначно раскол.

Я заметила, что Ю. Чуреков, как и все, о чем очень схематично было рассказано в материале, обозначают лишь тенденции, которые тем, кто заинтересован в единстве казачьих рядов, что обозначает в качестве приоритета Президент России, должны быть как минимум небезынтересны. Пугаться обозначения тенденций и позиций не стоит. Есть закон о СМИ, и есть Конституция, согласно которым свою позицию могут высказать и я, и люди, которые оторваны от официального округа, и те, которые не оторваны.

Вот как оценивает, например, ситуацию атаман Невинномысского отдела Кондратьев:

– Не надо никого соединять. Это несоединимо. Это все равно, что ежа с ужом скрестить.

Мы проводим линию государственную, а от нашего строя отскакивают нерадивые люди, а потом мы их снова должны единить с собой. Извините, на каком основании — они не воспринимают программы, которые задает нам государство. Если бы это было до 1917 года, то их бы просто завернули в пакет и бросили в воду. А мы постоянно обсуждаем. А вот как бы нам объединиться. Да несоединимо, и все — уже за 20 лет линия выровнялась. Кто хотел быть в этом лагере — находится в этом лагере. А объединить невозможно, потому что, как только мы возьмем в свои круга по 2—3 человека, которые ушли по каким-то причинам, они начнут внутри кругов будоражить. И это будет происходить бесконечно.

И не надо возвращаться к этому вопросу.

Еще мнение (имя выступавшего, к сожалению, не прописалось на диктофон, но все остальное звучит четко):

– Мы возрождаемся уже 20 лет. Разговоры — реестр, не реестр. Никто же не мешает работать, никто не мешает заниматься с молодежью, создавать муниципальные дружины, работать на благо городов и прочее, прочее… Из общественных организаций назовите мне хоть одну, которая занимается чем-то подобным, кроме обливания грязью тех, кто работает. Сотню они собрали! Да я только 400 выгнал, пусть и эти четыре сотни заберет!

… Раз о нас существует закон о государственной службе, что мы тут изобретаем велосипед, нервы себе мотаем.

Позиции обозначены, и, как мне кажется, ясны. Возможны ли здесь компромиссы, не знаю. По ряду моментов могу судить, что за ситуацией наблюдают очень многие ответственные лица в разных структурах. И наблюдают предметно. Они, возможно, как и я, заметили, что все стороны апеллируют к положениям российского Закона «О государственной службе российского казачества» и постановления «О внесении изменения в положение о Министерстве регионального развития РФ». Так, может быть, именно Федеральные законы помогут разрешить ситуацию.