«Дело не в отдельных чиновниках, а в системе!»

«Дело не в отдельных чиновниках, а в системе!»
12 октября исполнился год, как главой города Ставрополя после победы на выборах стал Николай Пальцев. 

Что уже удалось реализовать из обещаний, на которые всегда так щедры кандидаты? – этот бесхитростный вопрос и стал темой нашего интервью.

- Николай Иванович, стало уже традицией в интервью с первыми лицами говорить о кризисе: как он отразился на бюджете и шире – на управленческих «маневрах» власти?

- Бюджет города пришлось сократить почти на миллиард рублей. Это пятая часть тех расходов, которые были запланированы на 2009 год. Экономить пришлось и в большом, и в малом. Конечно же, в первую очередь – на содержании административного аппарата. Такие расходы в 2009 году были уменьшены на 32 млн рублей.

Кризис заставил изменить и тактику поведения.

Во-первых, жестко добиваться эффективного и стопроцентного использования бюджетных средств.
Вы знаете, это застарелая проблема: три квартала уходит на раскачку, подготовку и проведение муниципальных конкурсов, а потом галопирующее освоение бюджетных средств – любой ценой! Страдает качество работ, деньги съедает инфляция…
На счетах города оставались неизрасходованными сотни миллионов рублей. Чтобы переломить ситуацию, я поставил задачу перед всеми распорядителями бюджетных средств сформировать планы-графики размещения заказов в начале года и четко их исполнять. Была усилена и персональная ответственность. Эта тема становилась объектом пристального внимания на каждой планерке в администрации города.

И результат есть!

Если в прошлом году за девять месяцев процент освоения бюджетных средств был на уровне 87%, то в этом уже 94%. До конца года мы добьемся показателя не ниже 98%.

Ну и второй момент, на котором был сделан особый акцент в условиях кризиса, – поиск внутренних резервов. К их числу была отнесена работа по взысканию недоимок по платежам в бюджет города, повышение качества управления муниципальной собственностью, поддержка малого и среднего бизнеса.

- И все же давайте вернемся на исходные позиции. На выборы Вы шли с программой «Пальцев - Гаевский». Прошел год. Электорат вправе спросить: что сделано? Давайте прямо по пунктам этого программного документа и пройдемся.
Первый - транспортное обеспечение. Напомню, что было обещано реанимировать муниципальный общественный транспорт, потеснив частного перевозчика.

- Начало положено: пассажиров обслуживают 50 новых комфортабельных низкопольных автобусов большой вместимости. Они приобретены для муниципального унитарного автотранспортного предприятия города. До конца года будет приобретено ещё 16 автобусов.

Все они были и будут задействованы на наиболее востребованных маршрутах…

- Сразу встречный вопрос. Из 50 автобусов 12 переданы на дачные маршруты. Я знаю, что в администрации города были противники такого решения. И их мотивировка вполне убедительна: на пыльных, разбитых дачных дорогах мы быстро загубим новенькие автобусы. Вам не кажется, что это действительно не по-хозяйски?

- А что, дачники у нас не люди? Или, так скажем, горожане другого сорта?

Это пенсионеры, которые зачастую выживают только за счет своих дач, ездят туда, как на работу, в любую погоду и при этом еще таскают на себе мешки то с рассадой, то с урожаем, то с хозяйственным скарбом. А в новые низкопольные автобусы удобно заходить с большой поклажей, в них тепло и уютно даже зимой.

О принятом решении нисколько не жалею: ветераны искренне благодарили меня за предоставленную возможность комфортно добираться до своих «фазенд»…

- В программе утверждалось, что из краевого и городского бюджетов выделены средства в размере 115,5 миллиона рублей на приобретение 100% акций троллейбусного предприятия.

Год прошел, но предприятие все еще находится в частной собственности. Где деньги, спрашивает народ?

- На них куплены автобусы. Те самые, о которых мы говорили выше.
Когда мы стали детально изучать ситуацию, то всплыли факты, которые поставили под сомнение правомерность приватизации муниципального предприятия. Я подключил к этому вопросу прокуратуру. Разбирательства длились почти год. В итоге Арбитражным судом Ставропольского края к судебному рассмотрению приняты исковые заявления о признании сделок по передаче имущества в ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие» недействительными.
Вы понимаете, что в такой ситуации о покупке акций не могло быть и речи. Тем не менее выделенные в 2008 году средства требовалось освоить до конца года. Поэтому я принял решение: вложить их в покупку автобусов. Меня поддержали и депутаты.
Но пока решается вопрос о переводе имущественного комплекса ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие» в муниципальное унитарное троллейбусное предприятие, мы не сидим сложа руки. Для финансового оздоровления троллейбусного предприятия в администрации города предпринят ряд мер, в том числе по погашению задолженности перед многочисленными кредиторами.

- В одной из газетных статей коммунисты, отчитываясь об исполнении наказов избирателей, записали себе в актив льготные проездные для пенсионеров и школьников. Но эта же мера была задекларирована и в программе «Пальцев - Гаевский».
Так кто был первым?

- Все были первыми в хорошем деле. Не надо сталкивать нас лбами. Ведь важен результат. И он есть!

По инициативе администрации города Ставропольская городская Дума приняла решение, согласно которому с сентября в городском электрическом транспорте реализуются льготные месячные проездные билеты: пенсионерам - стоимостью 150 рублей, учащимся общеобразовательных учреждений - 100 рублей, студентам – 250 рублей.

Эта мера важна не только как социальная поддержка. Она даст дополнительно троллейбусному предприятию финансовые средства в виде субсидии на компенсацию недополученных доходов от 1,3 млн рублей до 2,2 млн рублей в месяц. Ассигнования в размере 8 млн рублей уже предусмотрены в бюджете города.

- Однако пока ожидания не слишком оправдываются. В октябре реализовано менее 2 тысяч проездных. Горожане все так же предпочитают более мобильные и вездесущие маршрутные такси…

- Конечно, так сразу пересадить людей в старые троллейбусы, которые к тому же весьма редко ходят, непросто. Значительно увеличить пассажиропоток в состоянии лишь закупка новых современных и комфортабельных машин. В октябре - ноябре 2009 года мы планируем приобрести 41 троллейбус. Это позволит увеличить выпуск подвижного состава на линию до 100 единиц, а также привлечь дополнительные доходы - около 900 тыс. рублей в месяц.

Отмечу, что общая стоимость закупаемых троллейбусов и автобусов составляет 256 млн рублей.

- А что с маршрутками? Когда будет урегулирована их численность?

- Пока действует ранее заключенный договор на перевозки, мы не можем потеснить с центральных автомагистралей города ни одного маршруточника. Летом 2010-го будет проводиться новый конкурс, который даст возможность оптимизировать маршрутную сеть и уменьшить количество маршруток, особенно на узких дорогах – на проспекте Карла Маркса, нижней части улицы Ленина…

- Николай Иванович, а Вы не боитесь возможных социальных последствий, которыми чревата эта «оптимизация»? Ведь люди потеряют работу, а историям про то, «как я влез в долги, покупая «Газель»», несть числа…  

- Да, такое развитие событий не исключено, и, конечно, волна недовольства в первую очередь ударит по власти. Но что поделать? Ведь элементарная логика говорит о необходимости решения проблемы. Сегодня на улицах Ставрополя передвигается около 1200 маршруток, в то время как в других городах с той же численностью населения всего 450 – 500. Отсюда и пробки, и аварии, и недовольство самих жителей.

- Еще один пункт предвыборной программы – дороги. Причем не просто замена асфальтового покрытия, а реконструкция, новые транспортные развязки. Пока горожане ничего не увидели…

- До конца года будет проведена реконструкция перекрестка улиц Доваторцев - Тухачевского - Космонавтов и участка улицы Космонавтов. Она предусматривает увеличение числа полос и замену инженерных коммуникаций.

Кроме того, в ближайших планах – реконструкция еще нескольких стратегически важных перекрестков (Доваторцев - Лермонтова; проспекта К.Маркса - Голенева; Ленина - проспекта Кулакова; проспектов Кулакова - Юности), а также частичное расширение проезжей части на подходах к ним, замена изношенных слоев асфальтобетонных покрытий дорог и устройство их усиления.

Вся необходимая проектно-сметная документация готова. Замечу, что ее наличие сегодня является одним из главных условий привлечения инвестиций из вышестоящих бюджетов. А реконструкция и капитальный ремонт дорог – это именно такие расходы, которые требуют консолидированных усилий – муниципальных, региональных и федеральных.

- Идем дальше. Следующий пункт программы – детские сады и школы. Так вот, было обещано: строительство пристроек к детсадам №№ 14, 51 и 75. Строительство новых детских садов: в 528-м, 204-м, 373-м и 530-м кварталах.

Кроме того, планировалось вернуть городу два помещения детских садов, в которых сегодня располагаются другие структуры. 

И еще в придачу обещали две школы.

- Во-первых, программа была рассчитана на три года, а прошел только год. И за это время часть обещаний начала воплощаться в жизнь.

В декабре 2008 года за счет средств городского бюджета начато строительство дошкольного образовательного учреждения на 250 мест в 204-м квартале. Ввод в действие будет осуществлен в феврале 2010 года.

В августе 2009 года началось строительство пристройки на 100 мест к зданию муниципального дошкольного образовательного учреждения № 14.

Кроме того, из бюджета города Ставрополя выделено 62 млн рублей на строительство пристроек на 200 мест к дошкольным образовательным учреждениям № 51 и № 75.

В целом реализация данной программы к 2012 году позволит дополнительно создать 950 мест.
Также скажу, что, несмотря на кризис, мы смогли не только провести ежегодный ремонт школ, но и фактически заново, с нуля, построили 17-ю школу и еще в трех провели значительные работы по устранению аварийности. Отремонтировали и оснастили современным технологическим оборудованием все школьные пищеблоки. Открыли первый в городе, да и в крае центр здоровья для школьников на базе 20-й школы.

- Помимо программы «Пальцев - Гаевский» в Ваших предвыборных обещаниях акцент был сделан на борьбе с коррупцией. Начало было положено серией громких отставок и подписанием беспрецедентного соглашения о сотрудничестве с краевой Счетной палатой. 

Судя по критике чиновников мэрии, то и дело звучащей из Ваших уст, война с казнокрадами и взяточниками ведется с переменным успехом.

Вы не отчаялись еще бороться с этим делом?

- Не отчаялся, а только еще больше убедился, что дело не в отдельных чиновниках, а в системе. Поэтому сегодня мы сосредоточили свои усилия на внедрении важнейших элементов антикоррупционной системы.

Во-первых, это электронный аукцион. Он предполагает анонимность поставщиков и полностью исключает возможность сговора участников торгов, который стал настоящим бичом для муниципалитета.

Так, например, в сферах закупок медицинского оборудования, лекарственных препаратов, строительного подряда участвуют одни и те же лица, вступающие в сговор в пользу одного из участников. Он же в единственном лице является на аукцион (хотя документы на участие подают несколько лиц) и выигрывает его по начальной, то есть максимальной, цене. В 2008 году практически половина открытых аукционов прошла по такому сценарию.

В Ставрополе уже проведено около 200 электронных аукционов на сумму около 3 млрд рублей с экономией более 10 процентов.

Второй элемент антикоррупционной системы - «одно окно»…

- Николай Иванович, про это пресловутое «окно» я слышу и пишу уже целый год!

- А вы думаете, так легко – сломить сопротивление огромной, неповоротливой, инертной машины под названием бюрократия?!
Да, действительно, первая попытка ее преодолеть была предпринята еще год назад. Тогда на базе муниципального учреждения «Архитектурно-строительный заказ города Ставрополя» мы создали Единый центр по вопросам градостроительства и землепользования, работающий по принципу «одного окна». Однако должен признать: усилия оказались малоэффективны, так как «неохваченным» оказался целый ряд структурных подразделений администрации Ставрополя, задействованных в выдаче указанной разрешительной документации. В результате – все та же волокита, все те же «хождения по чиновникам».

Сегодня в администрации города приступили к внедрению нового регламента подготовки документов в области градостроительства и землепользования, который, во-первых, «завяжет» в единый и неразделимый узел абсолютно все органы местного самоуправления. Во-вторых, выстроит строгую систему взаимодействия: кто кому какие документы должен передавать, какую информацию запрашивать и т.д. И, наконец, в-третьих, четко очертит персональную ответственность каждого должностного лица за ненадлежащее исполнение требований регламентов и нарушений сроков, в течение которых должна быть оказана та или иная муниципальная услуга.

В результате время подготовки разрешительной документации в области строительства сократится с 750 до 86 дней. Как говорится, почувствуйте разницу!

- Прочитала как-то в интервью бывшего главы города Ивана Тимошенко: «Во мне проснулся дворник!». Еще подумала: как смело и креативно! 

А сейчас вижу, что все градоначальники вольно или невольно становятся просто помешанными на чистоте. Вот в Вас случайно не садовник проснулся – так уж Вы настойчиво продвигаете идею благоустройства и озеленения дворовых территорий…

- Я убежден: культура быта и бытия – это звенья одной цепи.

Вообще, это сразу чувствуется, видно невооруженным глазом: где чисто, растут цветы, есть благоустроенная детская площадка, стоят отремонтированные скамейки - там и люди добрее, благожелательнее друг к другу.

Чтобы сформировать эту культуру быта, муниципальная власть работает в двух направлениях.

Во-первых, реализуются программы «Мой двор» и «Окраина».

По первой программе в 2009 году было благоустроено 58 дворов многоквартирных домов на сумму около 39 миллионов рублей. Работы включали асфальтирование, замену бордюров, оборудование детских игровых и спортивных площадок, цветников, установку лавочек.

На программу «Окраина» в 2009 года выделено 23 миллиона рублей. В итоге 26 улиц, проездов и переулков, расположенных на окраине краевого центра и просто забытых на протяжении нескольких десятилетий, заметно преобразились. На улицах Красногвардейской, Мутнянской, Свободной и других устроены пешеходные спуски, отремонтированы тротуары, асфальтирована проезжая часть, налажено или восстановлено уличное освещение.

Ну а второе направление, которому администрация уделяет пристальное внимание, - это работа с населением. Ведь образцовые города, на которые мы равняемся, достигли желаемого результата не только и не столько за счет муниципальных средств, сколько за счет мобилизации усилий общественности. Поэтому сегодня поставлена задача по благоустройству перед всеми руководителями образовательных учреждений. Получают все больший размах городские конкурсы «Лучший дворик», «Лучшая придворовая территория», «Лучшая территория предприятия города».

- Год назад был провозглашен лозунг «Край, город, я – единая семья». Он ознаменовал собой долгожданное перемирие между краевой и муниципальной властью, которые долгое время находились в состоянии конфронтации. А как сегодня обстоят дела?

- Сегодня, помимо мероприятий Программы совместных действий, благодаря системной поддержке правительства и Думы Ставропольского края, лично губернатора Валерия Гаевского решается масса других проблем. К примеру, одна из самых застарелых и острых – состояние жилого фонда. Только за последний год было отремонтировано 249 многоквартирных домов. И до конца года это число пополнится еще 56 домами. Итого – 307 домов из тысячи, которые нуждаются в срочном капитальном ремонте. Почти треть от общего числа! Таких объемов финансирования и темпов работ город не знал давно.

Кроме того, до конца 2010 года будет переселено из ветхого и аварийного жилья более 100 семей. А еще 170 молодых семей на днях получили государственные сертификаты, которые позволят частично оплатить стоимость приобретаемого жилья.

Работа в одной команде позволяет привлекать инвестиции, вместе - оперативно и эффективно - решать острые проблемы города.

Виктория Байгулова.