Другие миры

Ольга Метёлкина

Другие миры
В минувшую субботу в выставочном зале Ставропольского отделения Союза художников России открылась фотовыставка Игоря Кожевникова и Андрея Белинского.

Их непохожесть в творчестве подчеркнута даже архитектурными особенностями экспозиционного пространства. Подавляющее большинство работ Кожевникова — черно-белые — по правую сторону зала, примагничивающие взгляд сочным цветом цветные снимки Белинского - по левую. При всей кажущейся парадоксальности их восприятие гармонично и взаимодополняюще, как ин и янь.

Экспозиционный блок Игоря Кожевникова назван «Жизнь как жизнь...». Формально его работы объединены по географическому принципу: Ставрополье, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Калмыкия, Абхазия... Своя экзотика, которую мы, местные жители, уже почти не замечаем, свой менталитет. Показательна серия «День Святого Георгия. Шоанинский храм», в которой каждая фотография наряду с индивидуальной ценностью важна как часть единой картины. Графичные женские лица с типично кавказскими чертами... Древняя христианская святыня в горах... Застывшая в поясном поклоне по дороге в храм странница... Понимаешь, что всё это из какого-то другого мира, пространство которого настолько наполнено духовным содержимым, что не нуждается в красках. А вот серия «Художник Александр Резников» выполнена И. Кожевниковым в цвете. Пожалуй, иначе ее трудно представить. Мастер с седой крестьянской бородой из села Рагули как будто сам излучает теплый свет. Он занят росписью сельского храма, и святые лики в «рамке» из строительных лесов торжественно взирают на нас с высоты церковных сводов.

Парадокс в том, что сегодня в объектив камеры Игоря Кожевникова, работающего в пресс-службе губернатора края, чаще всего попадают так называемые VIP-персоны, но на выставке не они герои дня. Старик, решающий кроссворд за столиком кафе во Владикавказе, дети, горожане, участники скачек... Будучи «придворным фотографом» по статусу, И. Кожевников остается художником и фоторепортером по сути. А Валерий Гаевский в портретной галерее образов присутствует на общих основаниях, как «губернатор с человеческим лицом», а не застегнутый на все пуговицы чиновник.

По признанию автора, он вовсе не зациклен на монохромной фотографии, просто некоторые снимки, как ни странно, в цвете многое теряют. Игорь — профессиональный фоторепортер с большим опытом, и, похоже, он уже подсознательно чувствует «нужный» кадр.

И если И. Кожевников показывает зрителям привычную всем нам территорию обитания, то другой автор выставочного проекта Андрей Белинский своим творчеством увлекает в экзотические восточные страны. Китай, Египет, Камбоджа, Турция, Иордания... По профессии Андрей Борисович археолог, он возглавляет Государственное унитарное предприятие «Наследие», и художественной фотографией занялся сравнительно недавно. Свой блок выставки он назвал «Восточный экспресс» по аналогии с легендарным поездом, маршрут которого еще в позапрошлом веке соединил Старый Свет с экзотическими странами Востока.
Классические для фотографирующих туристов пейзажи сменяются жанровыми сценами. «Термальные источники у подножия горы Лишань» - идеальный уголок для самосозерцания. Парочка странствующих буддистов в оранжевых одеждах, идущих по дороге под оранжевыми зонтами. Маленький часовой под пристальным взглядом нарисованного Мао на площади Тянянмынь. Антикварная лавка в Тибете с портретом Карла Маркса на почетном месте... Восток в объективе Андрея Белинского - «дело» не только тонкое, но и во многом непонятное, загадочное, а оттого влекущее. Как пошутил на открытии выставки председатель Ставропольского отделения Союза художников РФ Сергей Паршин: «Когда-то говорили, что мы смотрим на мир глазами ведущего программы «Вокруг света» Юрия Сенкевича. А теперь мы смотрим на Восток глазами Андрея Белинского».
Так или иначе, фотодуэт Игоря Кожевникова и Андрея Белинского доставил зрителям огромное удовольствие. Судя по наплыву зрителей и друзей в день открытия, проект удался на все сто, и есть повод полагать, что у фотографов появятся новые почитатели.

Фото автора.