Душа в серебряном кольце

Сергей Гаврилюк

Корреспондент «Вечёрки» пообщался с ювелирами из мастерской «Рикки-Тикки-Тави»

Город у нас маленький, но, как говорится, удаленький. То и дело встречаешь людей с необычными увлечениями, необычной работой. Недавно наткнулся на ювелирную мастерскую прямо возле своего дома. Стало интересно, не каждый день все-таки удается пообщаться с мастерами, а истории про тонкую ювелирную работу и глаз-алмаз слышу часто. Сергей Широбоков и Андрей Чумаков уже второй год работают в мастерской «Рикки-Тикки-Тави» и не через одно украшение пропустили свою душу.

С чего всё начинается

Мастерская расположилась на третьем этаже торгового центра Milan. Обитые досками стены, полки со старыми книгами и кувшинами. На первый взгляд даже не подумаешь, что это ювелирная мастерская, в голове сложился привычный образ помещения, уставленного золотыми витринами. Здесь она всего одна. А на стене возле входа надпись: «Да-да, вы не ошиблись, это ювелирная мастерская».

Андрей Ковалевский

Сергей Широбоков и Андрей Чумаков работают здесь уже второй год. Дизайн и отделку помещения они взяли на себя. В течение двух месяцев они поднимали сюда 50-килограммовые бетонные блоки, которые превратились в необычный столик, собирали полки, обивали стену. В общем, претворяли в жизнь всё, что придёт в голову. Когда всё было готово, встал вопрос с названием. Перепробовали массу вариантов. Начинали, конечно, с очевидных, связанных с золотом и серебром. А потом пришла в голову мысль: если нестандартно подошли к оформлению, то и название должно быть нестандартным. И как-то раз Сергей предложил назвать «Рикки-Тикки-Тави». Необычно, отскакивает от зубов и сразу запоминается. Какую-то глубокую идею или философию в название не закладывали. Просто неплохая идея — назвать мастерскую именем положительного персонажа Киплинга, мангуста, который помогал своему другу и защищал его.

У меня отец был ювелиром, а я у него учился, - говорит Сергей, - У меня есть художественное образование, плюс я дизайнер. Началось с того, что интересовался, спрашивал что-то у отца, он мне помогал, давал какие-то задания, а потом начал работать сам, у меня была своя маленькая мастерская на Ленина. Потом захотелось сделать что-то масштабное.

Андрей Ковалевский

Так и появилась идея сделать большую мастерскую. На помощь пришел Андрей. Парни взялись за дело вместе, так все-таки и веселее, и лучше. У Андрея нет художественного образования, он инженер-техник, но тем не менее ему это также интересно. Свои идеи для новых украшений он приносит Сергею, и вдвоем они работают над проектами. Попутно он сам кое-чему учится у Сергея.

В задней комнате стоит часть оборудования, столы, верстаки. Всё тяжелое и габаритное, литейное оборудование и плавильные установки находятся в другом месте. Так что работа здесь ведется постоянно, парни вручную обрабатывают изделия, не отходя от верстаков.

А начинается все с простой задумки. Вдохновляет всё вокруг, можно найти какой-то необычный замок и сделать потом такой же в миниатюре, можно увидеть что-нибудь красивое в фильме.

Мы нашли как-то небольшие шишки, понравилась фактура, сделали, - вспоминает Андрей. - Идей может быть много, они все собираются в голове, потом выбираешь лучшую. Сергею легче, он именно рисует, потому у него зарисовки не в памяти, а на бумаге. Я могу представить в голове, но нарисовать тяжеловато.

Андрей Ковалевский

Идея перемещается на бумагу, и со временем получает живое воплощение. Берется, например, серебро в небольших гранулах, плавится горелкой и заливается в специальную форму. Получается длинный брусок, который раскатывается на двух валах. Затем в дело вступает фильера, пластинка с отверстиями разного диаметра, через которую прогоняется материал. Сергей для примера вынес кольцо с маленьким якорем, над которым заканчивает работу.

Если говорить про это кольцо, берутся две проволоки и скручиваются в канат, как на корабле. На концах такого «каната» делаются заглушки. Для заглушки прокатывается плоская пластинка, сворачивается в трубочку, рассверливается отверстие, и концы «каната» припаиваются. Из отдельной пластиночки вырезается маленькой пилочкой якорь.

От сложности изделия зависит и время работы. Кольцо с якорем, которое показал Сергей делается около четырех дней, если делать аккуратно, не спеша. Самый долгий на сегодня заказ выполняется вот уже 11-й месяц. Парни не раскрывают всех подробностей, но говорят, что клиент выбрал очень сложный проект, который сложно сделать быстро. В нем будет заложена философия, мировоззрение самого заказчика и масса мелких деталей.

Андрей Ковалевский

- Когда спешишь, можно напортачить. Даже очень опытный мастер может поспешить и проглядеть. Был уговор, что мы не спешим и делаем качественно. Это вот самый долгий заказ, - говорит Сергей.

С чистым золотом и серебром не работают. Их смешивают с медью, получая сплав определенной пробы. Например, 585 проба получается за счет добавления серебра и меди в специальном соотношении по таблице. Если делать из чистого золота, изделие будет мягким. Ювелиру же необходимо работать с таким материалом, который будет пластичным, но в то же время твердым в конечной обработке.

Самые важные в жизни вещи — это не вещи

Ювелирной работой часто называют всё, что сделано с трепетом и соблюдением всех деталей. Хотя и в буквальном смысле тонкостей не меньше. У парней в мастерской стоит микроскоп. Без него тяжело, есть очень маленькие детали, которые без увеличения так просто не обработаешь. Сергей говорит, что со временем привыкаешь ко всему мелкому настолько, что крупные изделия становятся непривычными для глаза.

Когда начинаешь работать, как-то привыкаешь, что всё маленькое. Отец у меня сейчас кузнечным делом увлекся и делает из металла объемные вещи. Когда смотришь на них или берешь в руки, кажется чем-то необычным, потому что привык работать с маленькими деталями.

Отец у Сергея, кстати, мастер на все руки. Был ювелиром, сейчас кузнец. Не обошел стороной и гончарное искусство. Кувшины на полках мастерской — его работа. Так что здесь в буквальном смысле все сделано вручную. Когда делаешь что-то сам, вкладываешь душу. А это главное в такой работе. На стене даже висит доска с фразой «Помни, что самые важные в жизни вещи — это не вещи».

Андрей Ковалевский

Парни делают украшения, это вроде как и вещи, но они несут в себе нечто большее. Люди приходят и просят сделать кольцо или сережки, которые будут с кем-то связаны, напоминать о чем-то. Назвать это вещью как-то обидно - уже вложена душа. Главное не вещь, а что она в себе несет: энергетику, смысл, воспоминания и эмоции носящего.

Почему украшение на заказ лучше и ценнее? Потому что оно сделано с какими-то намерениями и желаниями владельца. А в магазине я вижу именно вещи, в них нет чего-то, - говорит Андрей. - Мы всегда у заказчика спрашиваем, что они хотят получить от украшения, кольца, как оно должно выглядеть? Форма, надпись, рисунок, камень? Когда человек раскрывает своё видение, свои мысли, легче делать украшение. У него появляется какой-то смысл.

Изделия ручной работы, как отпечатки пальцев: никогда не найдешь двух идентичных. Мастер может сделать два, казалось бы, одинаковых кольца, но будут различия, какие-то нюансы, которые можно повторить, только используя машину. Но только души в таком украшении уже не будет. Потому работа мастера всегда уникальна. То же кольцо на морскую тему Сергей делает не первый раз, но все равно оно не будет идентично предыдущему.

Не стоит, конечно, полностью отвергать машинную работу; в ювелирном деле на аппаратуру падает 20-30% задач. Например, не бывает такого, чтобы люди просто положили кусок металла в станок и получили готовую сережку. Станки просто облегчают ручной труд. Даже если станок делает модель из воска, её все равно нужно дорабатывать, вставлять камни, полировать. Большую часть работы все равно делает человек.

В итоге, правда, получается изделие, которое тяжело отдавать заказчику, ведь там остается часть души мастера, особая энергетика, которая навсегда останется в металлической форме.

мир увлечений, Ставрополь, мастерская, ювелирные изделия