Дышу воздухом малой родины

Виталий Задорожный

1988 год. Лето. Июль. На пороге краевого радио – тогда оно находилось на улице Артема, как раз напротив книжного издательства - появился высокий, плотного телосложения мужчина с выправкой бравого моряка. В то время я работал в литературно-музыкальной редакции и вышел встречать дорогого гостя, с которым мы предварительно договорились по телефону о его визите. Это был наш земляк, выпускник Ставропольского музыкального училища, участник Великой Отечественной войны, а впоследствии, в течение четверти века, – художественный руководитель ансамбля песни и пляски Черноморского флота, композитор Борис Боголепов, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств России. Спустя много лет он приехал из Крыма на свою  малую  родину, в город Ставрополь. Здесь он провел творческие встречи со своими земляками.

- Я вновь в родном городе - этими словами начинал Борис Валентинович свое выступление. - Я ставрополец. И куда бы ни бросала меня судьба, он был в моем сердце. Представьте себе: война, Северный флот, Баренцево море, сильно качает. А вспомнишь Ставрополь, и сразу становится теплее на душе.

Родился Борис Валентинович в древнейшем городе Дагестана - Дербенте в 1914 году. Через год семья переехала в Ставрополь и поселилась на улице Михайловской. Позднее ее переименовали в улицу Орджоникидзе. Музыкальные способности проявились у него рано. Тому способствовало, очевидно, то, что отец его был регентом в церковном хоре, учился у самого Василия Дмитриевича Беневского, дирижера и композитора, общественного деятеля, который создал свою методику музыкального воспитания детей. Достаточно сказать, что многие выпускники гимназии тех лет пели и уже жить без музыки не могли. Более того, они передавали свои музыкальные знания, опыт другим поколениям.

При советской власти отец Боголепова был учителем пения в средней школе, мать тоже преподавала музыку. Волшебный мир музыки окружал Бориса с юных лет, и ему же он остался верен на всю жизнь.

- В Ставрополе открылась музыкальная школа, - вспоминал Борис Боголепов. – Какие здесь были педагоги!.. В музыкальном деле мало иметь способности. Надо обязательно попасть в хорошие руки. И мне посчастливилось: моим учителем стал скрипач Гофман, свободный художник. В те времена если артист по окончании консерватории давал самостоятельные концерты, ему присваивалось звание «Свободный художник». Преподавателем пения был оперный певец Глинский, который организовал в школе оперную студию. Ставили «Травиату», «Снегурочку», «Демона». Был симфонический оркестр. Да еще какой!.. Каждый год по абонементам давались концерты. И мы, учащиеся, имели возможность слушать великолепную музыку. Я с гордостью говорю, что Ставрополь был необычайно певучим городом. А без музыки сколько бы мы ни старались, если не дойдем до души, воспитания человека не получится. На каждый случай жизни у нас есть народные песни. А песни 30-х годов? Это же золотой век музыки.

После окончания Ставропольской музыкальной школы Борис Боголепов был тапером. Так назывался пианист-импровизатор, сопровождавший показ немых кинофильмов, аккомпанировавший певцам, которые гастролировали в городе. Когда Боголепову исполнилось 19 лет, он приехал в Ленинград и поступил в консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по классу фортепиано и хорового дирижирования. Параллельно с учебой он – руководитель хора областного педагогического училища.

Скажем прямо, имя Бориса Боголепова хорошо известно лишь людям старшего поколения. Но многие ставропольцы, побывавшие на его творческих встречах, были свидетелями, как раскрывался характер интересного, увлеченного человека. Вместе с ним они переносились если уж не в другую эпоху, то на полвека назад непременно. И тогда уже ты как-то по-иному смотришь на такие знакомые с детства улицы, дома, которые для музыканта значат нечто большее. На все это начинаешь смотреть его глазами. Его зрение как бы передается тебе. Вместе с ним начинаешь ощущать дыхание времени.

- Что такое музыка? Словами не скажешь всего того, что можно выразить музыкой, - продолжал Борис Валентинович. – Когда я сегодня играл вам, скажем, о любви, я рассказывал об этом музыкой. Шопен – «Ноктюрн», Лист – «Грезы любви», Григ – «Пер Гюнт». А когда надо сказать о чем-то могучем - это уже Бетховен. А наши современные композиторы Хачатурян, Шостакович, Мясковский?! Как воздействуют они на психику человека.

Борис Валентинович встал из-за рояля, подсел к нам и тихо запел, уже а капелла, «Слети к нам, тихий вечер, на мирные поля, тебе поем мы песню, вечерняя заря». Мы с Олегом Павловичем Даусоном, старшим редактором литературно-музыкальной редакции, внимательно, затаив дыхание, слушали, и представлялась нам с виду обычная, но трогающая душу картинка. Собрались во дворе кружком люди и запели. К ним подходят еще и еще и тоже поют на голоса. Каждый подбирает свое.

Это было, так сказать, домашнее пение. Но были в Ставрополе в те годы и хоры, организованные на предприятиях, в клубах, домах культуры. В городском хоре, руководимом Василием Дмитриевичем Беневским, пел юный Боря Боголепов. Одновременно посещал музыкальную школу. Затем - училище и консерватория.

- Консерватория - это особая учеба, - снова вспоминал Борис Боголепов. – Там только одни стены учат. Тут – Римский– Корсаков, там - Глазунов. Здесь Шаляпин выступал. Все дышит музыкой.

Спустя годы довелось ему присутствовать как бывшему выпускнику на 60-летнем юбилее дирижерского факультета консерватории. Именно здесь будущий композитор тогда, в студенческие годы, начал сочинять музыку. За свою творческую жизнь он написал более 200 песен.

- Сейчас вы услышите ноктюрн «Сад ночью», - рассказывал Борис Боголепов на творческих встречах. - Когда я сочинял это произведение, то вспомнил песню «Слети к нам, тихий вечер, на мирные поля» и мой родной Ставрополь. Маленькие, но добротные домики. Тихие улицы. Все это навеяло мне настроение на создание ноктюрна.

Закончилась война. Победа. Ликование полное. Счастье. Бориса Боголепова переводят на Черноморский флот. Здесь он создает ансамбль песни и пляски Дунайской флотилии. В 1950 году переезжает в Севастополь, где становится начальником и художественным руководителем ансамбля песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота. Здесь по-настоящему развернулась его деятельность и как музыканта, и как дирижера, и как композитора. Прославленный коллектив гастролировал в Англии и Франции, Бельгии и Голландии, Италии и Чехословакии, Швейцарии и Сирии. Сильный коллектив, великолепные певцы. Именно здесь пригодился Боголепову опыт работы с организованным им ансамблем Северного флота, которым он руководил прежде. В годы войны этот коллектив не раз выступал на Карельском фронте.

Первой песней, которую Борис Боголепов написал в Крыму, стала песня «Краснознаменный Севастополь».

Ты стоишь над морем гордо,
Словно воин величавый,
Севастополь - русский город,
Город подвигов и славы.

- Да, служба службой, но и отдыхать тоже нужно, - размышлял Борис Боголепов.- После одного из походов приходят ко мне моряки и говорят: «Сочините для нас хороший вальс». А моряки действительно очень любят вальс. Дай им что-нибудь лирическое. И получился «Черноморский вальс». Матрос играет на гитаре. На палубе поют. Сидят на полубаке. Вышел в тельняшке кок с половником в руках, забыв оставить его на камбузе. Кто-то из матросов курит, кто-то играет в домино, кто-то смотрит вдаль, в пространство, туда, где Приморский бульвар. И кажется, что даже неуемные дельфины за бортом машут ластами в такт вальсу.

Севастополю и Черноморскому флоту посвящены также песни «Марш подводников», «Здравствуй, море», «По душам говорим с волной», «Родной Севастополь». С Борисом Боголеповым тесно сотрудничал композитор Вано Мурадели, автор песни «Легендарный Севастополь», которая с 1994 года является официальным гимном города. О ней снят фильм «Легенда о песне», а Боголепов стал автором обработки ее для хора.

Еще одна легендарная песня Бориса Боголепова - «Сапун-гора». Она стала музыкальным символом героической высоты. Днем и ночью, в любую погоду торжественно и печально звучит она у Вечного огня в память обо всех тех, кто штурмовал эту гору и освобождал Севастополь в мае 1944 года.

Собираясь приехать в Ставрополь, композитор хотел написать песню о нашем городе. Но… не было стихов. Попался ему поэтический сборник Флерова, в котором его тронули стихи «Как выйду я в поле». Здесь, конечно, нет Ставрополья, но это стихи и о нашем крае, о наших привольных степях.

- Недавно я на Холодном роднике был, на Сенгилеевском озере. Боярышник цветет. Какая красота!.. - снова волнует свою душу Борис Валентинович. - Моя родина дорогая. Город настолько похорошел. За свою жизнь где я только не был. Во многих морях и океанах. Но города, подобного Ставрополю, не встречал. Когда я выходил по трапу из самолета, услышал запах наших степей. Мне говорят: «Идите, машина ждет». А я не могу. Стою и дышу. Какое это сладостное чувство - дышу воздухом малой родины. Это потрясающе: сколько мыслей, сколько настроений:

Как выйду я в поле,
Как выйду я в травы,
Как руки раскину
На север, на юг…
Здесь вся моя жизнь
И надежда, и слава.
Как здорово сказал поэт! Мы с мальчишками спорили: как лучше сказать «пахнущий луг» или «ласковый луг». И что, вы думаете, они сказали? «Ласковый луг» - он, как ласковая мама. Образно мыслят ребята. Молодцы!
А вот эта песня была посвящена школе, где все мы учились и откуда вышли в большую жизнь.

В нашей школе вечер бальный,
Звуков кружится метель,
То рояля звук хрустальный,
То волшебной флейты трель.
Пронесем по всем дорогам
Память школы дорогой.
Мы должны сказать о многом
Музыкальною строкой.

Много лет прожил Борис Валентинович Боголепов в Севастополе. Военный моряк. Подполковник в отставке. Коммунист. Кстати, в партию вступил в 1943 году на острове Рыбачьем, о котором даже известная песня сложена. А Севастополь стал после Ставрополя его второй родиной.

По ходу беседы в камерной студии краевого радио Борис Валентинович то и дело садился за рояль и пел свои песни. А в конце, когда прослушал все записи, в нем снова заиграла жилка творца. Он очень критически относился к каждой исполненной им песне.

В заключение нашей долгой встречи Боголепов спел свою любимую песню «Родной Севастополь»:

Пусть катятся волны, уходят года,
Но слава твоя не умолкнет.
Твой подвиг останется жить навсегда
В сердцах благодарных потомков.

Идут в море корабли. Живите и дышите спокойно, пока стоит на страже Черноморский флот.

Читаю книгу З.М.Поздняевой, кандидата филологических наук, доцента Ставропольского гос-университета, «Живая душа искусства». В ней Зоя Михайловна листает страницы истории культуры края. В главе «Ставрополье музыкальное» она рассказывает о богатой истории музыкального училища, ныне колледжа искусств, представляет целую плеяду его знаменитых выпускников. Среди них я с удовольствием нахожу имя Бориса Боголепова.

Остается добавить, что имя Бориса Боголепова с его краткой биографией занесено в «Энциклопедический словарь Ставропольского края», вышедший в 2006 году, а в фондах краеведческого музея имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве есть материалы о жизни и творчестве этого замечательного человека, нашего земляка.

Снова смотрю на дату его рождения. В этом году ему исполнился бы 101 год. Число это - палиндром. Читается оно одинаково и с начала, и с конца. Счастливое число.

история, ВОВ