Эх, дороги...

Михаил Василенко

Правительство обнародовало свой замысел возрождения дорожных фондов при одновременном снижении вдвое базовой ставки транспортного налога и повышении акцизов на бензин на три рубля в течение трех лет. Для «малосильных» автомобилей региональные власти налог могут отменить вовсе.
Три наших редакционных авто именно таковыми и являются, поэтому со следующего года мы вправе рассчитывать на экономию 2300 рублей, кои мы выплачивали в качестве транспортного налога. Но вот сократить пробег машин мы вряд ли сумеем, поскольку журналиста, как и волка, ноги кормят. А значит, в 2011 году с учетом нового акциза мы заплатим за бензин на 15500 рублей больше. И по мере уготовленного нам акцизного роста в последующие годы эта сумма сначала удвоится, а потом утроится.
Спору нет: «тупой» транспортный налог (ездишь, не ездишь - плати) очень резонно заменить акцизами. Что в конце концов просто справедливо. И многие малоездящие граждане от этого, возможно, выиграют. Хотя других - таких, как мы, - кратное увеличение расходов на всенародное содержание дорог вряд ли обрадует. Но эти самые дороги все равно надо строить и приводить в божеский вид. А то ведь срамота.
Однако в голову лезут всякие неприятные мысли. Первая: почему после обвала цен на нефть цены на бензин в России синхронно не обвалились? Более того, в прошлом году, по словам министра финансов Алексея Кудрина, они выросли на три рубля за литр. Что же получается, наши нефтяные гиганты - краса и гордость державы - свои финансовые потери на внешнем рынке компенсируют на рынке внутреннем? За наш счет компенсируют? А где же власть со всем антимонопольным ведомством?..
Мысль вторая: почему стоимость строительства дорог в России втрое выше, чем в США, и всемеро выше, чем в Китае? При нашенском-то качестве! В поиске ответа на сей вопрос некоторые злые эксперты заходят столь далеко, что утверждают, будто до половины денег, выделяемых на дорожное строительство, тырится на откаты. Не знаю, не знаю. Но, согласитесь, в наших реалиях такое предположение не выглядит чрезмерно фантастическим.
Так, может быть, дело не столько в том, как много денег нужно изъять у народонаселения для пополнения дорожных фондов? Может, расходовать их надо, мягко говоря, порациональней? Ведь увеличить налоговое бремя - путь самый простой, когда не в состоянии навести порядок с расходованием этих самых налогов. Не вышло бы так, что чем больше денег будет в дорожных фондах, тем больше их будет украдено. А дороги, как были еще при Гоголе, так и останутся российской бедой. Впрочем, наряду с дураками.