Экспедиция в четвертый век до нашей эры

Экспедиция в четвертый век до нашей эры
В жизнь первокурсников исторического факультета Ставропольского государственного университета археологическая романтика приходит с оттенком обязательности: как-никак по программе это учебная практика. Для большинства студентов месяц, проведенный в полевых условиях, становится временем испытания своих сил и выносливости, проверкой на психологическую совместимость с однокурсниками и, конечно же, возможностью буквально заглянуть в далекое прошлое.

Несмотря на финансовый кризис, руководство университета выделило средства на проведение практики, и нынешним летом археологическая экспедиция исторического факультета СГУ, как и в прежние годы, работала на Татарском городище. Этот памятник стал широко известен в середине прошлого века, после того как изучавшая городище археолог Т.М. Минаева опубликовала о нем статью. Сейчас Татарское городище входит в структуру Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве и объявлено памятником федерального значения. Регулярные археологические экспедиции СГУ под руководством доктора исторических наук профессора А.А. Кудрявцева проходят здесь с 1996 года.
- Татарское городище — это уникальный, многослойный в археологическом плане памятник, - рассказывает руководитель археологической практики, заведующий учебно-археологической лабораторией исторического факультета, кандидат исторических наук Евгений Кудрявцев. - Первыми здесь поселились примерно в VIII — VII веках до нашей эры племена кобанской культуры, которых позднее сменили скифы и сарматы. После великого переселения народов, в хазарский период, городище всё ещё функционировало. Оно прекратило свое существование где-то в X веке нашей эры. Больше 1700 лет здесь жили люди.
Евгений Александрович рассказал, что в нынешнем сезоне студенты исторического факультета продолжали работы на объекте, который по документам проходит как «могильник № 2». Звучит таинственно и жутковато. На самом деле для археологов это вполне привычное дело. К тому же не стоит думать, что исследователей интересуют в первую очередь находки из золота, о которых столько написано приключенческих книг и снято фильмов. Евгений Кудрявцев говорит, что потенциальных кладоискателей ждет разочарование - на Татарском городище золота нет, этот памятник представляет собой ценность другого плана:
- Взять, к примеру, могильники, - говорит Евгений Александрович. - Это отражение материальной культуры какого-то народа. Судя по погребальному обряду, можно сказать о вооружении, о быте, о социальном устройстве общества. Вместе с умершим в погребение клали предметы, которые, как считалось, ему могут понадобиться в загробном мире. Это, если хотите, зафиксированный кусочек жизни, помещенный под землю и много дающий для понимания истории, жизни, быта народов. И когда кладоискатели, а на самом деле — грабители, нарушают целостность комплекса, получается, как будто из книги вырвано несколько страниц, и понять ее содержание становится очень трудно. Они думают: махнул лопатой, и я богатый, но и богатыми не становятся, и истории мешают.
Изучение материалов, полученных в ходе ряда экспедиций, позволило исследователям узнать гораздо больше о том, как кочевники-скифы переходили к оседлому образу жизни. Этот процесс происходил примерно в IV — III веках до нашей эры. Уникальные погребальные комплексы, обнаруженные археологами на городище, представляют собой сплав традиций кочевых и оседлых земледельческих народов. Есть основания считать, что скифы в своё время завоевали городище и заняли на нем господствующее положение. Об этом же свидетельствуют наряду с относительно богатыми курганами очень простые грунтовые погребения коренного населения, завоеванного скифами.
В разговоре о полевом сезоне меня, естественно, интересовал вопрос: какие находки были сделаны? Оказывается, обошлось без сенсаций, но и с пустыми руками из экспедиции не вернулись.
- В этом сезоне мы нашли две античные амфоры, явно импорт с Черноморского побережья, что говорит о торговых связях, которые плотно поддерживались нашими предками с греческими колониями, - рассказал Евгений Александрович. - В одном из захоронений был интересный терракотовый медальончик, так называемый «горгоньон». Такие на нашей территории использовались только в похоронных обрядах. Я разговаривал с археологами-античниками Ростова, Причерноморья - им подобные находки не встречались. Есть предположение, что медальон имитировал золотые бляшки, которые нашивали на одежду скифы, но по бедности, не имея золота, небогатые обитатели городища в могилу клали глиняную имитацию. Практического применения эта вещь не имела, а использовалась только при погребальных обрядах. Медуза Горгона должна была своим страшным видом отгонять злых духов. На нашем могильнике это уже пятая находка...
Для студентов-историков, прошедших практику на Татарском городище, археология перестала быть просто увлекательной учебной дисциплиной. Они узнали, как теоретические знания закрепляются с помощью лопаты, научились готовить пищу на костре. Они приобщились к традициям археологического братства. И хорошо, если слова клятвы, которую они дали на Татарском городище, не останутся для них просто словами: «...Не забывать своих учителей... Не разрушать памятники... Не коллекционировать предметы старины...». Археология становится делом всей жизни для единиц выпускников исторических факультетов, но всё же свою первую практику они запоминают надолго. Не случайно же и после второго, третьего курса наши студенты-историки просятся на Татарку.