Эльбрус. Август 1992 года

Александр Плотников

Воспоминания о путешествиях

Восходитель их Москвы.
Александр ПлотниковВосходитель их Москвы.

25.08.1992. Костя со своими мужиками всё же уходит на Западную вершину, погода установилась очень тихая. Я читаю «Искатель», мучаюсь мыслью сходить на Западную. Машка уходит загорать, я тоже выползаю и долго её фотографирую на лавовой косе в двухстах метрах от Приюта. Моя нерешительность и пристрастие к фотографии стоят мне вершины. На следующий день погода портится так, что даже в туалет люди ходят в пуховиках и чуть ли не со страховкой.

26.08.1992. Вечером снизу приходит Саня Гаврилов и приводит дядю Васю Танасьева, фотокорреспондента газеты «Кавказская здравница». К экологам присоединяются три «старичка» из Москвы и несколько парней, трое из которых – литовцы. Дядя Вася угощает всех своими домашними пирожками и много тарахтит, особенно после спирта.

27.08.1992. Утром я проспал и опоздална погрузку мусора на ратрак, когда выхожу, она уже закончилась. Дядя Вася всё это фотографирует, выстраивает всех для позирования, очень много кричит, ведёт себя бестолково, дезорганизуя остальных. Я возвращаюсь за «Москвой» и делаю кадр гружёного ратрака. Ратрак отправляют вниз. Дядя Вася хочет сфотографировать Диму, едущего на лыжах, с Российским флагом на фоне Эльбруса, но Эльбрус затянут тучами, и его затея не удаётся.

Сан Саныч взойдёт на Эльбрус в 60 лет!
Александр ПлотниковСан Саныч взойдёт на Эльбрус в 60 лет!

Мы возвращаемся в Приют. Время от времени дядя Вася порывается посмотреть, не стянуло ли с вершин шапку. Я, не подозревая о последствиях, иду в свою комнату, откуда вершины хорошо видны, и говорю ему, что всё чисто. Что тут начинается! Бедный Дима под чутким руководством дяди Васи бегает вверх-вниз по склону с лыжами, дядя Вася заставляет его сделать на лыжах сальто, при исполнении которого Дима едва не разбивается. Дядя Вася бегает с воплями и пеной у рта. Мне очень неудобно перед Димой, который «угостил» меня плёнкой на «Москву», а я ему так подкузьмил.

27.08.1992. Хочу пойти на Западную вершину, но Саня Гаврилов с Володей и собакой Норкой уходят на гору, оставив меня старшим на погрузке. Я встаю ночью, одеваюсь, чтобы идти, есть нечего, и это меня останавливает. Не иду я и утром, долго мучаюсь сомнениями, но чувство долга перевешивает. Из трёх литовцев, которые после ухода ребят из Ейска живут в нашей комнате, один оказывается моим старым знакомым. С Валдасом мы встречались в 1990 году в верховьях Ассы, когда ходили туда с Пашкой Стебуновым и Игорем Волковым. Сначала я его не узнаю, но характерный тик и разговор приводят меня к догадке. Я задаю ему наводящие вопросы, и точно, это он!

Баксанское ущелье.
Александр ПлотниковБаксанское ущелье.

Дима, ушедший с лыжами с утра на вершину, доходит только до скал Пастухова, потом за 4 минуты приезжает назад. У дяди Васи, после вчерашних возлияний, с утра начинается «горняшка». Я и Дима над ним подтруниваем, а он отрицает, что виной тому спирт, а не высота. Потом приходит ратрак. Мы с литовцами и москвичами грузим весь оставшийся мусор и везём его на бочки, откуда его спускают канаткой. Дядя Вася выползает из Приюта с фотоаппаратом с намерением свалить вниз. Москвичи тоже отправляются в Азау. Кататься на ратраке приятней, чем смотреть, как это делают другие, тем более бесплатно. Мы выгружаем мешки и за 10 минут приезжаем назад. В этот вечер закатываем праздничный ужин.

28.08.1992. Пора и нам вниз. Я собираю изрядно опустевший рюкзак. Выходим из Приюта, Дима становится на лыжи и уезжает, а мы идём пешком. Саня Гаврилов, Володя Тюгаев, Валдас с двумя друзьями и Машка. Фотографирую их на фоне Эльбруса с видом на Приют 11. Над снежными полями Эльбруса кружит огромный вертолёт, пытаясь сесть, но ветер ему не даёт. Спускаемся на бочки, канатка не работает. Мы играем с Норой.

Презентация Эльбруса.
Александр ПлотниковПрезентация Эльбруса.

Потом включается канатка, и мы отправляемся вниз. На следующей станции нас ожидают мешки с мусором, начинается эпопея спуска мусора в вагончиках. Это занимает немало времени, мы изрядно выматываемся, вагончиков всего две очереди, а мешков более 400 штук. Мешки заканчиваются.

На второй очереди, с последней партией мешков, мы загружаемся в вагончик, прихватив с собой англичан, с которыми беседуем через переводчика. Они одобряют нашу акцию (ещё б они были против). Спустившись вниз, все выстраиваются возле кучи мусора. Мне отдают все фотоаппараты — «Смену», «ФЭД», «Киев», даже «Никон» дяди Васи, я фотографирую, делаю последний кадр своей «Москвой».

Прощай, Эльбрус!
Александр ПлотниковПрощай, Эльбрус!

Я переодеваюсь, подогреваю себе воду и иду бриться, чего не делал на Приюте. До вечера мы готовим праздничный ужин, я хожу голодный, но жду. Получается классный соус и ещё куча вкусностей. Последний раз собираемся тесным кругом, все породнились за эти дни. В документы заносятся неучтённые участники экологической экспедиции, я настаиваю, что я из Грозного, боюсь, что меня забудут. Во время ужина меня заставляют произнести тост и называют чеченом, чтоже, для грозненских альпинистов это всегда было честью.

Вечером нас приглашают на базу МГУ в музей гляциологии, там профессорша рассказывает нам много интересного о ледниках. Лекцию с нами слушает старичок, позже выясняется, что в 1930 году, 62 года назад, он ходил на Эльбрус! Потом, на посошок, нам ещё показывают фотографии МГУшного фотографа.

Участники экологической акции.
Александр ПлотниковУчастники экологической акции.

29.08.1992. Загружаемся в машину, Дима снимает нас на фоне «рафика». Литовцы едут до Чегета, где остаются ждать автобус, а москвичи - до Пятигорска. Ехать на «рафике» приятно, никаких тебе пересадок и ожиданий. Позади эльбрусская эпопея, я познакомился с новыми людьми, каждый из которых по-своему интересен. Ну, а что мне дало восхождение на Эльбрус, вы можете узнать сами, поднявшись на эту великую гору!

На Западной вершине Эльбруса.
Александр ПлотниковНа Западной вершине Эльбруса.

P.S. В августе 1993 года, в очереднойэкологической акции, с теми же участниками, я не только чищу Приют 11 от мусора, но и поднимаюсь на Западную вершину Эльбруса. На вершине я плюхаюсь на энное место и с огромным удовлетворением делаю сэлфи на автоспуске!

На этот раз я в своем пуховике, синтепоновых штанах, хороших ботинках и «фонариках», не пропускающих снег внутрь, короче, на вершину выходит опытный клаймер, подготовленный к высотным восхождениям!

путешествие, Эльбрус