«Электронная регистратура» – сказка для идеалистов

Роман Кияшко

О типичной очереди в поликлиниках, и о том была ли оптимизация

Электронная регистратура
Электронная регистратура

На тропу войны

Так уж получилось, что я решил пойти к врачу. Сам. Без острой необходимости. Это то, что в идиллическом здравоохранении называют профилактикой, а в нашем – «делать ему нечего, по врачам ходить». Просто возник некий дискомфорт, потому я стал задумываться о том, как совместить поход в медучреждение с рабочим временем и сколько запланировать на это средств. Да, я реалист и понимаю, что бесплатного лечения не бывает, поэтому о расходах задумался заранее.

Главный стресс при обращении в поликлинику – попасть в вожделенный кабинет врача, желательно не переругавшись перед этим с работниками регистратуры, другими пациентами, а главное – с доктором. Стал думать, как бы сократить эту цепочку и сэкономить время и нервные клетки.

Типичная очередь в поликлинике знакома многим. Если же среди читателей «Вечернего Ставрополя» есть счастливчики, кто этого не знает, я расскажу. Узкие коридоры с очагами столпотворения – кабинетами принимающих врачей. За часы стояния в очереди в этом микросоциуме возникает своя иерархия. Пациенты с талонами находятся на ее вершине. Они диктуют условия «игры» и определяют, когда заходят все остальные. Как правило, люди, которым не достался талон, вынуждены платить, и тем самым оказываются крайними во всех смыслах: презренный народ, который, заплатив, уподобляется образу буржуев, желающих за деньги чем-то завладеть. Те, кто пришел повторно, вызывают двоякие эмоции. Вроде свои, недавние «талоны», но пытаются получить немного халявы – пройти без очереди, не отстояв «вахту в регистратуре».

В итоге мы имеем скрытую форму бурной жизни, основанной на эмоциях, взглядах, вздохах, чиханье и кашле, приправленную историями болезней и стесненным пространством. Не удивительно, что литература, кино и компьютерные игры довели антураж больницы до художественного штампа и используют этот образ повсеместно.

При этом каждый конкретный человек в этой среде должен применить две модели поведения  – либо отдаться воле инстинктов и врать про то, что «мало времени», «очень нужно», «мне только подписать справку», и не пускать никого вперед себя, либо, как диктует нам общество с высокими ценностями, верить тем, кто врет, пропускать всех, кто просит, и тем самым стать безоговорочным аутсайдером.

А была ли оптимизация?

Итак, в подробностях представив ситуацию, в которой вскоре окажусь, я стал думать, как сократить мучительный процесс получения медицинской помощи. Первое, что пришло в голову, – электронная регистратура, ноу-хау, которое сильно запоздало с появлением. Основная его идея в том, что пациент вправе сам решать, хочет ли он стоять в очереди в регистратуру или же может дома забронировать талон к нужному врачу. Человек заходит в систему с помощью СНИЛСа, выбирает лечебное учреждение, профильного специалиста и свободные талоны. Идея в высшей степени здравая и исключает одно из звеньев закостеневшей системы. Однако так только в теории. Практика оказалась «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Выбор мой пал на ГБУЗ Ставропольского края «Городская клиническая поликлиника №  1, так как проживаю неподалеку и территориально привязан к ней. «Ближайшие» талоны были только через неделю. Но так как острой необходимости идти к врачу не было, сильно не возражал. Спустя семь дней в назначенное время отправился в поликлинику с распечатанным талоном. В нем было указано время  – 16:00, Ф.И.О. врача и номер очереди.

Почему я привожу эти данные? Дело в том, что, когда вышла медсестра, я ей показал распечатанный листок, она с удивлением заявила – на это время уже записан пациент, его сейчас принимает доктор. К тому же мне следовало все же отстоять очередь в регистратуру, чтобы обменять мой «фиктивный» талон на некий «настоящий». И даже после этого врач вряд ли меня примет, так как у нее уже закончился лимит пациентов на сегодня. Подобное заявление с натяжкой можно назвать «обескураживающим». Вот цитата с сайта министерства здравоохранения Ставропольского края, которая показывает всю абсурдность происходящего:

«Электронная регистратура  – новшество из числа тех, что на Ставрополье сразу оказалось весьма и весьма востребованным. Эта услуга, возможность оказывать которую сегодня имеют 46 лечебно-профилактических учреждений края, не отменяет обычную регистратуру, она предоставляет пациенту выбор формы записи на прием к врачу. Пациенту достаточно зайти на портал самозаписи по адресу: www.meduslugi26.ru с удобным интерфейсом или, если он пожелает, записаться к врачу с помощью инфомата с сенсорным экраном. При этом электронная запись избавляет не только от стояния в очереди в регистратуру, но и от ожидания самого приема: человек заранее знает, во сколько и в каком кабинете его ожидает доктор. В плюсе и медики – не нужно искать медицинскую карту пациента в момент регистрации, ее можно найти и передать врачу заранее. При этом если у врача есть рабочее место для работы с электронной медкартой, он и данные о приеме пациента сможет внести в электронном виде. И не случайно постоянно растет число пациентов, которые предпочитают записаться к врачам общей практики, терапевтам, педиатрам, акушерам-гинекологам и стоматологам либо через Интернет, либо через терминалы».

Чтобы не быть голословным, позже решил уточнить у тех, кто «в теме», как в действительности должна работать система. После нескольких звонков выяснилось, что внедрением «электронной регистратуры» в крае занимается государственное казенное учреждение здравоохранения по Ставрополью «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ). Они заверили, что алгоритм действий пациентов должен быть именно такой. «Может ли быть у поликлиник некая внутренняя инструкция свыше, которой они руководствуются?»  – «Никакой инструкции нет. Алгоритм един для всех», – заверили меня.

А вот в поликлинике мне заявили, что все так, как в пресс-релизах, но... Они просят пациентов перед тем, как подниматься к врачу, без очереди обратиться в регистратуру, так как у них нет документов пациента. В этих словах все прекрасно! Один факт обращения в регистратуру рушит главную идею – миновать регистратуру. К тому же мне в свои 26 лет с ростом 183 см и весом 90 кг боязно даже заикнуться о том, что «мне без очереди», заведомо зная, что это займет много времени и меня съедят с потрохами. При этом речь не идет о совести и других, ненужных в наше время абстрактных понятиях.

Вопрос о документах вообще меня поставил в тупик. При авторизации в «электронной регистратуре» нужно ввести данные страхового свидетельства. С их помощью система определяет номер полиса, выдает талон и отправляет заявку в медучреждение. Но поликлинике тоже, в свою очередь, нужно отчитаться, что пациент был на приеме. Для этого в тот момент, когда человека осматривает врач, медсестра с его полисом должна подойти в регистратуру, взять карту и зафиксировать номер полиса. Естественно, этого не происходит, и поликлиника «просит» каждого своего «клиента» с электронным талоном обратиться предварительно в регистратуру. Но теория сильно расходится с практикой, и на деле мы имеем то, что имеем.

А факт, что на одно и то же время записаны сразу два человека, вообще остался без объяснения. МИАЦ утверждает, что случаев, когда система дублировала время в двух талонах, не было. Поликлиника заявляет, что по ее вине тоже такого никогда не происходило. И кто в итоге крайний?  – вопрос риторический.

Кто виноват?

Напрашивается только один вывод: утопическая Россия с бесплатным и компетентным здравоохранением существует... только в медиасреде, где активно пиарятся новшества и инновации. В оффлайне процветает все та же система, обремененная мертворожденными придатками вроде электронной регистратуры.

Причем нет явного объекта для обвинения. Причастны все. Министерство, которое недодавило проект на местах и судит о ситуации из отчетов; медучреждения, некоторые из которых – воплощения кафкианского «Замка»; а также мы с вами, пациенты, которые готовы либо вовсе отказаться от посещения поликлиник и терпеть до последнего, либо идти на поводу у навязанных обстоятельств и ругаться между собой в очередях, терпеть нечеловеческие условия, показывать свои животные инстинкты, подсознательно понимая, что у каждого своя правда.

***

В итоге к врачу я попал, и знакомство с ним остудило мои эмоции. Между нами состоялась следующая беседа:

– А вы как получили этот талон?

– Через портал «Электронная регистратура».

– Значит, вам все равно нужно было в регистратуре его обменять на нормальный талон.

– А зачем тогда эта система с электронной записью, если я не могу избежать этой очереди в регистратуру?

– Вы только забиваете время. Талон в регистратуре вам все равно нужно получить. С этой бумажкой, что у вас, я не могу принять.

– Но здесь написано точное время, фамилия и имя врача, номер очереди и ничего про то, что мне нужно что-то обменивать и куда-то заходить. Я бронировал время за неделю специально для того, чтобы в назначенное время прийти сюда и не стоять в очереди внизу в надежде получить талон.

– Ну вот такие у нас правила. К тому же вы работающий человек, могли бы пройти платно.

– Каждый месяц мой работодатель перечисляет определенную сумму в бюджет для того, чтобы у меня была бесплатная медицина. Я не собираюсь платить. Ладно, как нам поступить в данной ситуации?..

Обследования, на которые меня направили, я решил пройти отдельно в частном медучреждении. Повторный визит к доктору прошел в жарких спорах, кто должен заходить первым: «талоны», «повторно» или «платно». В пылу беседы некоторые под предлогом «мне только подписать» просачивались в кабинет.

электронная регистратура, поликлиника, здравоохранение