Эпоха синтеза

Роман Кияшко

Эпоха синтеза

Холодный ветер воскресного утра пробирает неподготовленных прохожих до самых костей. Пожалуй, первая по-настоящему морозная погода этой осени. Легкий туман скрывает почти пустые дороги. Выставочный центр «Прогресс» кажется самым нежеланным местом во всем городе. У входа стоит семья с ребенком, негромко играет музыка, цветные воздушные шарики выбиваются из общей серой палитры. Рядом баннер «Арт-форум «Объединяющая сила искусства».

Арт-форум завершает цикл мероприятий, посвященных 75-летию Ставропольского краевого отделения Союза художников. В течение трех дней все желающие могли окунуться в мир искусства. Искусства не только изобразительного, но и музыкального, литературного, театрального. Мастер-классы лучших художников, концерты современной музыки, театральные перфомансы – каждый мог найти себе что-то по вкусу.

Сцену у дальнего конца выставочного центра обступили дети. Там проходит развлекательная программа для самых маленьких. Два аниматора, парень и девушка, в костюмах животных успешно развлекают радостных деток. Бреду вдоль выставочных стендов. Все работы поделены на секции. Самая большая из них посвящена дипломным работам студентов Ставропольского краевого художественного училища и детской художественной школы. Проекты жилых и торговых комплексов, скульптура, этническая одежда, изделия из текстиля – все это на фоне живописи и графики. Удивленно останавливаюсь возле комода в стиле эпохи Возрождения из резного дерева с античными сюжетами на дверцах. Рядом табличка с именем автора. Неужели дипломная работа? Так и есть.

Секция с картинами художников старшего поколения, некоторых из которых уже нет в живых, не произвела должного впечатления. На потемневших от времени полотнах - неизвестные пейзажи, незнакомые люди. Ничего-то я не понимаю в искусстве… А вот выставка ставропольских фотографов «Вооруженные взгляды» откровенно вызвала некое недоумение. При всей художественной ценности большинства работ, в самой экспозиции не прослеживается никакой концепции. Непонятно, по какому принципу отбирались снимки и давались им названия.

- Первым событием празднования 75-летия краевого отделения Союза художников стал пленэр. Мастера со всего юга России выехали в Домбай на неделю. В результате было написано более 200 работ. Пленэры такого масштаба и уровня организации у нас еще никогда не проходили, - вводит в курс дела арт-директор галереи «Паршин» Александр Маслов. - Затем открылись две экспозиции – у нас в галерее и в здании Союза художников, которая, кстати, стала крупнейшей за последнее время. Так же, как и сегодня, вход на выставки был бесплатный.

Тем временем детская программа подошла к концу. Заиграла восточная музыка. Люди со всего выставочного центра стали стекаться к сцене, где, как оказалось, выставили мольберты. Три художника делились впечатлениями от поездки в Китай. На глазах зрителей они создавали картины, происходило таинство рождения искусства. На белоснежных холстах заиграли цвета, на первый взгляд, абсолютно хаотично. Потом стали вырисовываться очертания горизонта, берегов, лодок на водной глади, домишек и, наконец, силуэты людей. И хотя процесс растянулся на час с лишним (что для рождения картины крайне мало), многие не отрывали взгляда от происходившего на сцене. А когда дело было сделано, на художников посыпались вопросы и восторженные восклицания.

Эпоха синтеза

- Творчество в нашей жизни - одна из главных составляющих, которая позволяет украшать нашу несовершенную действительность, - подвел итог трехдневного арт-форума известный художник, основатель первой негосударственной картинной галереи современного изобразительного искусства в Ставрополе Сергей Паршин. - И мы своим трудом, хотя бы небольшими усилиями, делаем жизнь краше. Очень важно, когда благодаря нашим усилиям наши дети живут чуть лучше, чем мы.

Последним значимым событием трехдневной программы стала творческая дуэль художника Евгения Кузнецова и фотографа Алексея Заморкина. Конечно же, ни о каком соперничестве речи не шло, два мастера очень наглядно продемонстрировали связь и различия между фотоискусством и живописью.

Современное творчество стремится к синтезу, рождаются художественные произведения на грани дисциплин. Внешние различия в изобразительном искусстве и литературе, театре и музыке становятся не столь существенны. Ведь главное - образно осмыслить действительность. Пропустить через призму собственного «я» свой жизненный опыт. Организаторы арт-форума «Объединяющая сила искусства» смогли показать творческую жизнь нашего региона объемной и динамичной. При этом не столь важную роль играла художественная ценность отдельных творений. Главное - это окунуться в творчество и почувствовать свою сопричастность происходящему.