Еще полетаем! Перспективы развития ставропольского аэропорта

Андрей Цындрин

Еще полетаем! Перспективы развития ставропольского аэропорта

Когда-то полузабытый и бесперспективный, аэропорт «Ставрополь» понемногу начинает возрождаться и вот уже приобрел статус международного. Примечательно, что о воздушных воротах столицы края заговорили в год ее 234-летия, который, как известно, проходит под девизом «Ставрополь — город растущих возможностей». Вырастут ли возможности ставропольского аэропорта, ведь состояние воздушной гавани еще далеко от совершенства? Впереди еще много проблем и задач, которые нужно решить. В общем, о перспективах, планах на будущее, сегодняшнем дне аэровокзала – в беседе с его генеральным директором Виталием Ненашевым.

Пару лет назад невозможно было помыслить о том, что в аэропорту «Ставрополь» будет работать пять перевозчиков, половина из которых дисконтные авиакомпании, стоимость билетов снизится в разы, инфраструктура модернизируется, а пассажиропоток вырастет.

Сейчас же появилась концепция развития аэропорта до 2025 года. В ближайших планах краевого правительства - потратить на его модернизацию 50 млн долларов.

К слову, решение о строительстве нового аэропорта было принято неспроста. Доселе ничем не приметный аэровокзал с пропускной способностью всего 6 тысяч человек в месяц был мало интересен для инвесторовя в силу своего географического положения. Однако как раз-таки местность и позволила дать руководству аэропорта «Ставрополь» своеобразный карт-бланш. Ежедневно в небе над краевой столицей проходит больше 600 бортов так называемой «деловой авиации».

В нашем разговоре генеральный директор аэропорта несколько раз употребил термин «артодромия» (кратчайшая линия между двумя точками на поверхности вращения). С языка профессионалов это можно объяснить на простом примере: если соединить Париж и Сингапур идеальной линией на карте, то она пройдет точно через наш аэропорт. Такие воздушные коридоры востребованы у крупных международных авиаперевозчиков, а если учесть, что над Евразийским континентом подобных воздушных трасс не так уж и много, то Ставрополь в этом отношении занял вполне удачную позицию.

А пока транснациональные рейсы осуществляются по маршруту Париж — Стамбул — Сингапур.

— Летать через Ставрополь крупным авиакомпаниям будет намного быстрее и экономичнее. Поэтому мы надеемся на то, что наши чаяния не пройдут даром. Сейчас мы налаживаем отношения с авиаброкерами, которые предоставляют необходимое воздушное судно в нужное время VIP-клиентам. Так что упускать такой шанс для нас непозволительно, — пояснил директор.

Вслед за бизнес-авиацией, согласно концепции развития, сюда должна прийти грузовая, а там и до авиахаба недалеко. Пока же руководство аэропорта сосредоточено на решении текущих задач.

Говорить о том, что Ставрополь станет перевалочной базой для международных рейсов, не совсем корректно. Помимо принятия деловой авиации в аэропорту можно наладить «точку разлета» в страны ближнего зарубежья. А это означает расширение географии полетов и приход сюда новых авиакомпаний.

В воздушном пространстве, как и на привычных нам дорогах, тоже есть свои правила. Согласования с военными, работа над картами, разработка новых коридоров, составление схем захода на посадку, ухода с аэродрома. Все это очень масштабная и кропотливая работа не одного месяца.

— Когда мы завершим эту работу, то перед аэропортом откроются весьма солидные перспективы. А пока мы занимаемся организацией внутренних рейсов. В конце концов, до того как сюда пришли авиакомпании, аэропорт находился в довольно плачевном состоянии. Сейчас мы реконструировали взлетно-посадочную полосу, что позволило нам принимать самолеты иностранного производства с низкорасположенными двигателями. Аэропорт стал прибыльным предприятием, чего нельзя было сказать раньше. У нас появилась возможность постепенно обновлять технику, тем самым повышая безопасность полетов, — рассказывает Ненашев.

Сейчас из международного аэропорта «Ставрополь» осуществляют регулярные рейсы шесть авиакомпаний по трем направлениям: Ставрополь — Москва, Ставрополь — Ереван, Ставрополь — Стамбул. В октябре планируется приход еще трех перевозчиков, тогда откроется новый рейс Ставрополь — Санкт-Петербург.

— Помимо прочего сейчас ведутся переговоры с украинской авиакомпанией «Марс» об организации полетов в Донецк. Это направление будет весьма актуально к чемпионату Европы по футболу. Белорусская «Бел-авиа» заинтересовалась нашим аэропортом. Надеюсь, что в перспективе, в ближайшие год-два, мы значительно увеличим количество международных рейсов. Вообще сейчас нужно уходить от стереотипа, что за границу можно улететь только через Центр.

Однако не все так радужно. Спрос на авиаперевозки растет, за последние полгода пассажиропоток увеличился в четыре раза. В этих условиях доселе пустующее здание аэровокзала оказалось неподготовленным для такого потока людей. Несколько лет в здании использовался только первый этаж.

— Сейчас разработан проект реконструкции второго этажа. Там будут располагаться второй зал ожидания, кафе и офисы представительств авиакомпаний. В ближайшее время мы поменяем технологию досмотра и регистрации пассажиров и ускорим процесс, — пояснил директор.

Зимой появятся и новые московские рейсы, из столицы с вылетом в 8 часов, а из Ставрополя — в 11 - 12 часов. Летать планирует авиакомпания «Дон-авиа». Авиакомпания «Сибирь» планирует летать каждый день.

Что касается коротких рейсов, то развивать их авиакомпании не стремятся, несмотря на то, что потребность в них имеется. Хотя, по словам директора, сейчас можно подумать об организации полетов Ставрополь — Адлер. Пока же авиаперевозчики выбирают маршруты, где есть большой пассажиропоток. Со временем и эти направления будут заполнены, Однако надеяться, что ставропольский аэропорт совершит быстрый рывок, перемежающийся со строительством новых терминалов, масштабной реконструкцией взлетно-посадочной полосы, заправочных комплексов и прочей инфраструктуры, не стоит. Для этого нужно время, ведь именно оно покажет - останется ли «Ставрополь» перевалочным пунктом для серьезной авиации или же станет вполне перспективным, удобным и доступным.