Есть над чем задуматься

Центр современного искусства «Место» известен не только своими выставками. Он объединяет мастеров различных видов искусства – художников, музыкантов, скульпторов, фотографов и даже режиссеров. В центре существует свой киноклуб, который каждое воскресенье собирает гостей. Сюда приходят насладиться хорошим кино, общением со своими единомышленниками и просто той дружеской непринужденной атмосферой, объединяющей людей, влюбленных в кинематограф.
На этот раз встреча была не совсем обычной: зрители как будто попали на настоящий кинофестиваль. Обсуждение не ограничивалось одной тематикой и одним фильмом, планировалась дискуссия о проблемах кино вообще. И для начала, как и положено, немного поговорили об истории кинематографа. Киновед центра Ника Какобян познакомила присутствующих с важнейшими вехами в истории кино. Зрители посмотрели фрагменты знаменитых фильмов, каждый из которых в свое время стал революцией: это и первый отечественный звуковой фильм «Путевка в жизнь», снятый в прошлом веке; и первый фильм ужасов «Кабинет доктора Калигари», и даже первый фильм со сценой-поцелуем «Поцелуй». Каждый из этих фильмов восхищает даже сейчас, в нынешний век 3D-технологий и объемного звука.
От истории перешли к современности. На встрече присутствовали два молодых режиссера - Марк Кроль и Олег Берлёв, которые не только рассказали о своем творчестве, но и показали видеоролики, в том числе и самые свежие, еще не дошедшие до широкой аудитории. Показ вызвал бурю эмоций и обмен мнениями: не только по поводу увиденного, но и о задаче режиссера в целом.
Возможность творить и самовыражаться есть у каждого, не обязательно для этого проходить бесчисленные конкурсы и отборы и обучаться искусству режиссуры в вузе. Главное – желание. И осознание того, зачем нужно кино. Режиссер Олег Берлёв поделился своим мнением: понятие «режиссер» включает две составляющих: «что» и «как». «Что» - это те картины, которые режиссер считает нужным показать, а «как» - это то, каким способом он доносит свои идеи. Некоторые режиссеры снимают кино, чтобы продемонстрировать свою исключительность; другие, наоборот, прячут свое «я», ставя во главу угла зрителя и его потребности. Именно таким современное кино и должно быть. Примером может послужить творчество наших молодых ставропольских режиссеров, пусть пока и неизвестное широкой публике. Способность увидеть острые проблемы современности и положительные яркие моменты, превратить это в сюжет и интересно снять – в этом и заключается талант режиссера. Зритель понимает увиденное, в сознании складывается четкая картинка, раскладывается по полочкам и рождается идея, но на этом дело не заканчивается: эта картинка вызывает другие картинки, мысли, эмоции - именно таким образом, мысль за мыслью, человек начинает что-то осознавать и что-то в жизни изменять. Ника Какобян считает, что кино не должно навязывать идеи, предлагать ответы на вопросы, оно должно их ставить. В этом – великая сила искусства, и кино в том числе. По мнению молодого специалиста-киноведа Ники Какобян, если хотя бы раз в год режиссеры будут снимать подобную картину, переворачивающую сознание и дающую стимул задуматься, российское кино будет жить, несмотря на негативные мнения о нем.
Галина СЕЛИВЕРСТОВА