ЭТО БЫЛО НЕДАВНО…

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО…

В январе наступившего года исполняется 20 лет с начала проведения в крае и Ставрополе земельной реформы

 

В срочном порядке

Началась реформа, можно сказать, внезапно. Принятым Федеральным законом «О плате за землю» в России вводилась платность за пользование землей, а основанием для установления налога и арендной платы стал документ, удостоверяющий право собственности, владения, аренды земельным участком. Государству необходимо было в срочном порядке не только обеспечить таким документом всех землепользователей, но и организовать их учет. Этим и должны были заниматься срочно организованные краевой и городской комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам.

Когда я в апреле 1991 года возглавила городской комитет, штат его еще не был укомплектован. Вдвоем с заместителем — Александром Сергеевичем Нефедовым — мы, полные сил и энергии, горячо взялись за дело. Чуть позже появились еще несколько специалистов комитета, а также хозрасчетная группа. Это подразделение выполняло геодезические работы, руководил им Юрий Григорьевич Морозов.

Фронт работ — выдать в срочном порядке всем землепользователям сотни тысяч свидетельств — был огромным, сотрудников катастрофически не хватало. Мы привлекли землеустроителей с большим трудовым стажем, вышедших на пенсию. Все они работали самозабвенно. Хочется вспомнить добрым словом Любовь Андреевну Коваль, Тамару Петровну Заболотневу, Александра Андреевича Елисеева с группой студентов из политехнического института, Татьяну Филипповну Гармаш, Валентину Алексеевну Москвину.

Руководил нашей работой краевой комитет, созданный на базе министерства сельского хозяйства края, подчинение было вертикальным. Именно сюда мы шли за советом и помощью, всегда встречая понимание и радушие работающих в комитете людей. Нашими наставниками были Н. Симбирев, А. Антонов, В. Капелюш, А. Сюрин, В. Макеев, совсем молодые тогда Л. Луценко, В. Короткова и другие.

С чистого листа

Земельную реформу пришлось начинать, как говорится, с чистого листа. Сведений, необходимых для выдачи свидетельств о правах на землю, в земельном комитете Ставрополя практически не было. Свидетельства на право собственности выписывались по спискам садоводов, предоставленных председателями товариществ. Они были написаны от руки, разными почерками, с ведомостей казначеев, по которым принимались членские взносы. Сведения по гаражам, индивидуальным жилым домам, предприятиям и организациям мы получали везде, где только было возможно.

Для того чтобы проверить их достоверность, мы сами начали проводить инвентаризацию земель. Границы предприятий, ГСК и других участков обмеряли с простейшими рулетками в руках. Все участки были обойдены нами пешком, в резиновых сапогах, по мочакам, оползням, склонам, с «саженем» и колышками в руках. Вспоминаю, как мы радовались, обнаружив у одного из председателей садоводческого товарищества теодолит и треногу. Он не пожалел, отдал нам. Тогда о той точности, которая возможна сейчас, не могли и мечтать. Результат всего нашего труда — вычерченные вручную уточненные планы земельных участков. Это те самые планы, которые еще сохранились на пожелтевших листках свидетельств 1992 года и первых договорах аренды. Эти документы были первичными, временными.

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО…

Даже без пишущих машинок

Сегодня трудно представить, но у нас в комитете в 1991—1992 годах не было не только компьютеров, но и обычных пишущих машинок! Они появились значительно позже, гораздо в меньшем количестве, чем требовалось, поэтому многие свидетельства на землю заполнялись вручную, в немыслимой спешке. Разбираться что к чему было просто некогда. Нам отводился срок около трех месяцев, по приказу Правительства РФ документы на землю всем должны были быть оформлены до 1 января 1992 года.

А только чтобы подписать объемные пачки бумаг заместителем главы администрации и председателем земельного комитета, требовались месяцы. Мы занимались этим и до работы, и в рабочее время, и после него, захватывая даже выходные и праздничные дни. Процесс был бесконечным: заполняли и выдавали свидетельства, заполняли и выдавали… Отчитывались о проделанной работе в краевой комитет, а тот — в Москву, сначала еженедельно, а потом — ежедневно! Управились в срок…

Всем желающим —и быстро!

В это время около четырех тысяч гектаров колхозных и совхозных земель Шпаковского и Грачевского районов были переданы Ставрополю под садоводство, огородничество, строительство ИЖС. Земельные участки предоставлялись всем желающим. Конечно, они отличались и качеством, и удаленностью от города, и перспективой по будущему использованию территории. Кому-то повезло больше, кому-то меньше, однако нагрузка, которая легла на комитет, от этого меньше не стала. В срочном порядке изготавливались схемы новых садоводческих товариществ и проекты квартальных застроек под ИЖС. Профсоюзы организаций и предприятий, которым предоставлялись земельные участки, принимали их прямо «горяченькими» и тут же распределяли между работниками. Всем новоявленным землепользователям также в срочном порядке вручную выписывались и выдавались свидетельства о праве пользования землей.

Могли они быть абсолютно точными, какими их желают видеть сейчас? И можно ли сравнивать работу нашу, первопроходцев, в 90-х годах и ведение земельного кадастра в 2010 году, когда система уже отлажена?

Первые компьютеры

В 1994 году в нашем земельном комитете появились первые компьютеры. Перед нами встала новая сложная задача: самостоятельно создать программное обеспечение для ведения базы данных земельных участков. Приобрести лицензионную программу мы не могли — не было средств. На работу в комитет были приглашены специалисты- программисты: Оксана Власенко, Сергей Чуксин, чуть позже — Алексей Барышов (сейчас заместитель руководителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» СК). Для начала мы изучили опыт ведения земельного кадастра в Краснодарском крае и Ростовской области, а также на Кавмингруппе. Стали переводить информацию с бумажных носителей на электронные.

В 1996 году по поручению Правительства РФ технологию ведения земельного кадастра разработал «Южно-Российский кадастровый центр» Таганрога. В том же году по поручению Правительства РФ земельные комитеты были обеспечены необходимым оборудованием и укомплектованы специалистами.

Контролировали строго

В общей сложности земельными вопросами к 2001 году в комитете, с учетом специалистов хозрасчетного подразделения, занимались около 50 человек. Документы оформлялись быстро, за две-три недели, в зависимости от состава выполняемых услуг. Земельный комитет принимал заказы на проведение всех работ, связанных с земельными отношениями. Это были и геодезические работы, и оформление и выдача правоустанавливающих документов на землю, и внесение исправлений в первичные документы, работа с письмами и жалобами граждан. Мы не гоняли людей по судам и нотариусам. Нам была поручена государственная регистрация документов на землю. К тому времени в наш комитет из управления главного архитектора и районных администраций города по реестрам передавались все подготовленные ими постановления и решения межведомственных комиссий о предоставлении земельных участков гражданам и организациям. На основании этих документов производилась выдача правоудостоверяющих документов, а сведения о землепользователях передавались в налоговые органы для взимания платы за землю. Комитет в рамках земельного контроля также отслеживал использование земли в соответствии с целевым назначением, выявлял землепользователей, работавших без оформления правоустанавливающих документов, и принимал меры к устранению нарушений земельного законодательства. Плюс — мы вели мониторинг рекультивации песчаного и глиняного карьеров, всех других земельных участков, где происходило нарушение плодородного слоя почвы — гумуса. Если бы не строгий контроль комитета, какие могли бы появиться свалки в районе городского кладбища, Ботанического сада и в других местах. Здесь я хочу вспомнить добрым словом лучшего государственного инспектора того времени — Ивана Ивановича Монастырского, ныне ушедшего из жизни.

Не забывайте о заложивших первый кирпич!

В апреле 2000 года был создан филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по городу Ставрополю. Первым руководителем его стал Михаил Анатольевич Шумейко — один из лучших работников комитета, грамотный, трудолюбивый специалист. Филиал был создан при земельном комитете, ответственность за его работу легла на мои плечи, хотя, по большому счету, это было уже самостоятельное подразделение.

Прошло время, краевой комитет по земельным ресурсам и земельной реформе был реорганизован в территориальное управление «Роснедвижимость» по Ставропольскому краю. В 2004-2005 годах все изменилось коренным образом. Появились современные программы, методические и инструктивные материалы, новые технологии. Работать стали по-новому, более прогрессивно, а о тех, описанных мною и не таких уж и далеких, но очень напряженных, временах напоминают лишь пожелтевшие от времени архивные документы, послужившие основой для становления в Ставрополе современного земельного кадастра.

Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, созданный в 1991 году, выполнил свою функцию и в 2009 году, реорганизовавшись в очередной раз, влился в Управление Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

А ко мне до сих пор обращаются горожане, желающие узнать что-то о местоположении земельных участков, о перспективе их использования, о границе города и т.д. Среди них депутаты городской Думы, специалисты архитектуры, администраций районов, судов, прокуратур, налоговых служб, просто граждане. Земля всегда вызывала особый интерес, а землемеры во все времена были на передовой. И очень хочется, чтобы о нас, людях, заложивших «первый кирпич» в становление земельного кадастра в городе, не забывали.

Людмила ВЕРЕЩАК, руководитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству с 1991 по 2004 год