Фабио Мастранджело: «Я стал дирижером, а это почти то же самое, что генерал...»

Ольга Метёлкина

Нынешний, 48-й фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья» подарил слушателям знакомство с новыми для нас именами, а вернее - многих известных артистов мы принимали у себя впервые

Дирижер Фабио Мастранджело  и лауреат Премии Москвы  Александр Захаров на открытии 48-й «Музыкальной осени  Ставрополья».
Дирижер Фабио Мастранджело и лауреат Премии Москвы Александр Захаров на открытии 48-й «Музыкальной осени Ставрополья».

Среди тех, кого ставропольские меломаны ждали с особым интересом и нетерпением, был известный дирижер Фабио Мастранджело. Он приехал в Ставрополь со своим коллективом - камерным оркестром Санкт–Петербургского театра «Мюзик-Холл» «Северная симфониетта», чтобы выступить на открытии главного ежегодного музыкального праздника на Ставрополье.

Подвижный, живой и лёгкий, как увертюра к опере Россини «Севильский цирюльник», Фабио Мастранджело очаровал ставропольскую публику с первого взгляда. Незадолго до начала гала-концерта журналистам была предоставлена возможность задать свои вопросы маэстро и самим оценить открытость, обаяние и чувство юмора знаменитого дирижера, а заодно и превосходное владение русским языком.

«Самый известный  итальянец  в музыкальных кругах  современной  России»  маэстро  Мастранджело  на пресс- конференции  перед  концертом.
«Самый известный итальянец в музыкальных кругах современной России» маэстро Мастранджело на пресс- конференции перед концертом.

Фабио Мастранджело родом из итальянского города Бари. Он рос в музыкальной семье: его дед был скрипачом, отец - пианистом. Неудивительно, что мальчик в пятилетнем возрасте под руководством отца начал играть на фортепиано. Выпускник консерватории имени Н. Пиччинни в Бари, Консерватории Женевы у Марии Типо и Королевской Академии музыки в Лондоне, в 1980 году он стал обладателем 1-го места на конкурсе пианистов в итальянском городе Осимо, а затем и в Риме. При этом настоящая известность пришла к музыканту, когда он стал дирижером.

В 2011 году Фабио Мастранджело получил российское гражданство, живёт в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день маэстро является художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл». Он - главный дирижер симфонического оркестра «Северная симфония» и камерного оркестра «Северная симфониетта» этого театра. Помимо этого, маэстро - главный дирижер оркестра Якутской государственной филармонии «Simphonica ARTica», художественный руководитель камерного оркестра солистов «Camerata» Новосибирской государственной филармонии и одновременно главный приглашенный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра и московского симфонического оркестра «Русская филармония».

Маэстро Мастранджело является музыкальным директором Санкт-Петербургского международного летнего open-air фестиваля «Опера - всем» и артистическим директором летнего музыкального фестиваля города Тольятти «Классика над Волгой». Он выступает с известными коллективами по всему миру, и только ему одному известно, как он повсюду успевает.

- Есть знаменитый фильм «Приключения итальянцев в России», и мне кажется, что я самый подходящий продолжатель таких приключений, - улыбается Фабио Мастранджело. - Приходится мало спать. Самолеты помогают быстро передвигаться из одного города в другой. Но мне кажется, что больше всего помогает желание работать. Ты знаешь, что есть несколько коллективов в стране и в мире, с которыми ты уже работал, с которыми есть хорошие связи, дружба, можно сказать. И самому очень интересно как можно чаще бывать с такими музыкантами, с которыми после концерта можно общаться, ужинать, продолжать обсуждать музыку. Сегодня это стиль жизни современного дирижера, и мне самому лично всё это очень интересно.

На вопрос о том, как маэстро Мастранджело оказался в России и с чего началось его увлечение музыкой русских композиторов, он ответил, что «русская тема» не только в творчестве, но и в его жизни оказалась не случайной.

- В России впервые я побывал в 1999 году, - рассказал музыкант. - Для всех музыкантов мира - это страна, на которую мы смотрели всегда с большим интересом: классические музыкальные традиции, огромное количество выдающихся композиторов, скрипачей, пианистов, дирижеров, знаменитых оркестров.
До сих пор не могу сказать, почему Россия всегда для меня была особенно интересна. Знаете, это, как любовь, не объяснишь: либо любишь, либо нет. С детства, как только начал учиться играть на рояле, это было в пять лет, я сразу стал играть музыку Кабалевского, Прокофьева, Хачатуряна...

Папа всю жизнь был членом общества итальяно-советской дружбы в Бари. Это давало огромные возможности, потому что, когда в городе бывали русские музыканты (я в то время уже учился в консерватории), нам было проще получить билеты на эти концерты, конечно, за деньги, но по льготным ценам. Выступали такие пианисты, как Лазарь Берман, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс и другие. Не говоря о самых известных московских оркестрах с Виктором Третьяковым, Геннадием Рождественским. Приезжал симфонический оркестр Новосибирской филармонии, который я уже десять лет возглавляю как главный приглашенный дирижер и художественный руководитель одного из камерных оркестров.

По словам маэстро, сознательная любовь к музыке у него появилась в десятилетнем возрасте, а одним из первых любимых произведений стал вальс С. Прокофьева из балета «Золушка».

- В семье одной из бабушек почти все были военные, и она подталкивала меня в ту сторону, хотя сама очень любила музыку, знала либретто очень многих опер. У меня была идея стать военным. Но я стал дирижером, а это почти то же самое, что генерал. Так что частично я выполнил и бабушкино желание, - с улыбкой говорит Ф. Мастранджело. - Намного позже, когда я уже стал жить в России, я понял, многое было, может быть, не совсем случайно. Единственно, что я могу сказать абсолютно точно, это то, что, побывав в Санкт-Петербурге буквально пять минут, я настолько полюбил этот город, что почувствовал мотивацию там жить. Вы прекрасно помните, что Россия 1999 года была совсем другой страной, нежели сегодня. Это меня не остановило.

Маэстро Мастранджело - востребованный самыми известными театрами мира оперный дирижер. Он с удовольствием работает с разными коллективами и солистами, при этом признается, что «опера - это территория неожиданностей»:

- В любой момент может случиться всё что угодно. Там очень много разных составляющих: солисты, хор, оркестр, кордебалет, перемена декораций... Надо всегда помнить, что на сцене люди. Певцы должны петь на разных языках. Конечно, надо относиться очень серьезно ко всему, но в этом мире без чувства юмора не обойдешься. Иначе, как поёт Онегин, мы все умрем от скуки.

Однако дирижер признается, что не может позволить себе участвовать в оперных постановках, где он принципиально не согласен с режиссером: «Я считаю себя человеком прогрессивным, открытым к новым идеям, но, когда режиссер придумывает, к примеру, что Ленский и Онегин были «голубые», это извращение, этого не может быть. Я имею свои понятия мира и искусства, и для меня есть рамки, которых для других, может быть, и нет. Я пытаюсь жить в рамках приличия даже в постановках».

Творчество Ф. Мастранджело  само по себе подтверждает его слова об открытости новым идеям. В свое время он с интересом откликнулся на предложение экс-клавишника «Deep Purple» Джона Лорда принять участие в совместном концерте в Москве. В том проекте Фабио Мастранджело дирижировал симфоническим оркестром Моск-вы «Русская филармония».

Что же касается ставропольских любителей музыкальной классики, побывавших на гала-концерте открытия «Музыкальной осени», то, судя по многочисленным откликам, в нашем крае у этого удивительного «итальянского русского дирижера» и его камерного оркестра появилось несколько сотен новых поклонников.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА и автора.

Музыкальная осень Ставрополья - 2017