Фонарщики - где вы?

Василий Скакун

Любовь показывает человеку цель его жизни, разум показывает средства исполнения ее.
Л.Н. Толстой

Новое тысячелетие, хотим мы этого или нет, уже предъявило всему человечеству повышенные требования к существованию мира. Они выражаются в наличии новых энергий, которые теребят всех и каждого, – одних заставляют брать в руки оружие и сражаться, незнамо за что, других - такими же руками обнимать всех людей, живущих в этом мире. Энергия, по сути дела, одна, но каждый человек волен использовать ее в соответствии со степенью подготовленности собственного сознания к приему повышенного формата новых жизненных претензий.

И вот в этот период так нужны проснувшиеся люди, сумевшие разглядеть огонек света в своей душе, чтобы затем с помощью добродетельных усилий разжечь его до такой степени, чтобы можно было показывать и другим людям путь к свету, а значит, и путь к знаниям, к истине и счастливой жизни. «Светильник тела есть око: если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно; итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (от Луки гл. II ст. 34-35).

Трудно представить себе подобное, но Булат Окуджава еще в 60-е годы прошлого столетия чувствовал приход того нового времени и знал, что в этот период будут нужны носители света. Вот одна из его песен, которая и призывает будить тех самых фонарщиков:

- Мой конь притомился, стоптались мои башмаки.
Куда же мне ехать?Cкажите мне, будьте добры.
- Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки, до Синей горы, моя радость, до Синей горы.
- А где ж та река и гора? Притомился мой конь.
Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда?
- На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь, езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.
А где же тот ясный огонь? Почему не горит?
Сто лет подпираю я небо ночное плечом...
- Фонарщик был должен зажечь, да фонарщик тот спит, фонарщик-то спит, моя радость, а я ни при чем.
И снова он едет один без дороги во тьму.
Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!..
- Ты что потерял, моя радость? – кричу я ему.
А он отвечает: - Ах, если бы я знал это сам!

Это, по большому счету, уже не стих и даже не песня, это крик души всем нам: «Просыпайтесь! Ну сколько же можно спать в этом безвременье и абсолютной бесполезности проживания своих жизней». И ведь Булат Шалвович не первый - оказывается, в стихах от Иисаи, написанных в древнейшие времена, говорится о том же самом:

Сторож, сколько ночи?
Сторож отвечает:
Приближается утро, но еще ночь.
Но если вы настоятельно спрашиваете, то обращайтесь (просыпайтесь) и приходите.
Все люди, открывшие в себе разум (ра – свет души), уже видят глубочайшие язвы этого мира, который, не зная, как с ними бороться, корчится от боли, судорог и страданий. Всем спящим кажется, что проблема решается просто – надо силой кого-то заставить думать и поступать так, как это видит то самое откормленное большинство, живущих умом.

«Разум и ум – два совершенно разных свойства, - пишет Л.Н. Толстой. – Есть много людей с большим умом, но лишенных разума. Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия; разум же есть божественная сущность души, открывающая ей ее отношение к миру и Богу. Разум не только не одно и то же, что и ум, но противоположен ему; разум освобождает человека от тех соблазнов и обманов, которые накладывает на человека ум. В этом главная деятельность разума: уничтожая соблазны, разум освобождает сущность души человеческой – любовь – и дает ей возможность проявлять себя».

Но мир, сам того не понимая и не признаваясь в этом, попал в западню тупика жизни. Еще М.Волошин ощутил это в коварные годы революционной смуты в России:

… люди неразумны, Потому
Законы жизни вписаны не в книгах,
А выкованы в дулах и клинках,
В орудьях истребленья и машинах.

И все, в ком открыт разума свет, уже ясно осознают, что мир сам себя гонит к пропасти самоуничтожения собственной неразумностью, и что выхода из этого кризиса привычными тропами нет, все они заканчиваются непролазными болотами войн, стяжательства и обмана. Орудия и машины не спасут человечество, тропа спасения находится в другом направлении, открытом разумом, и называется она духовностью.

Пришло время фонарщиков, несущих свет и знания законов жизни, чтобы люди узнали, что страдания, нищета и болезни не есть явь жизни, это результирующие неверно выбранного пути. Надо поменять направление движения от злости, эгоизма и алчности к той тропе, по которой шли все великие посланцы божественной любви – Будда, Конфуций, Христос, Сократ, Толстой. Они были в те времена, подобные им есть и в нашем времени, просто надо разглядеть огонь в людских сердцах и идти на этот свет, открывая в себе разум. И разум сам определит сферы приложения собственных усилий от кромешной тьмы к ясному свету.

Нам просто надо понять одну простую вещь – Высший Разум, создавая жизнь вообще и человеческую в частности, сделал при этом чрезвычайно смелый шаг по предоставлению свободы выбора всем людям Земли, отрицательные последствия которого выявились в самоуничтожении четырех цивилизаций, причина которого в той самой неразумно использованной свободе мыслеобразов, поступков, действий. Причем необходимо заметить, что некоторые из ушедших в небытие цивилизаций превосходили в техническом плане современное человечество. Есть о чем призадуматься.

Мы забываем одну важнейшую истину, что жизнь базируется на двух составляющих – духовой и материальной. Мы же не только материальную поставили впереди телеги жизни, тем самым предав себя, ведь мы существа духовные по своей сути. И потому есть только один путь дальнейшего существования цивилизации – открытие в себе личных духовных скрижалей. Они вложены в каждого человека, но загвоздка только в том, что в каждом из нас развиваются только те качества, которые мы чаще всего используем. Вся сложность выбора заключена в том, что позывы пристрастий и предостережения совести идут параллельно в сознании человека, а от выбора никуда не уйти. И победа одних сил будет поражением других. А вместе с победой будет возрастать и стремление к совершенствованию, а вот чего – это и есть вопрос вопросов для каждого человека.

Доброта не может развиваться, если мы постоянно используем алчность. Тот же М.Волошин писал, что «…каждый есть пленный ангел в дьявольской личине». Но эта личина отбрасывается тем, что надо использовать иные, ангельские качества, которые вложены в каждую личность. И использование их тут же наводит порядок во всех без исключения сферах жизни – семейной, общественной, помогает восстановлению здоровья и определяет уровни достаточности, убирая тем самым влияние алчности, эгоизма, похоти. То есть мы просто возвращаемся под крыло помощи собственной совести.

Что нужно всем нам? Искать тех самых фонарщиков, свет которых будет указывать путь следования, и которые к этому времени уже просто обязаны проснуться.

Скакун, размышления