Где начинаются услуги, там заканчивается образование

Роман Кияшко

В Думе Ставропольского края обсудили проблемы образования в регионе и стране. Встреча прошла в формате дискуссионной площадки, на которой присутствовали кроме парламентариев и представителей профильных ведомств учителя и директора школ со всего Ставрополья.

Образование — фундаментальный общественный институт любого государства. С первого похода в детский сад и до получения среднего профессионального или высшего образования люди, задействованные в этой сфере, ведут нового члена общества к продуктивной и плодотворной жизни. Как отметил в начале встречи депутат Дмитрий Судавцов, приоритетная задача всех, кто задействован в этой сфере, воспитать компетентных, энергичных и нравственных людей.

- Система образования создает ресурсы для новых технологий и формирует национальную элиту, - говорит парламентарий. - Главная миссия всегда была, есть и будет подготовить граждан к успешной жизни.

По подсчетам министерства образования и молодежной политики на Ставрополье функционируют 1500 образовательных учреждений, в которых учатся 530 тысяч человек. Доступность знаний составляет 92%, что на 2% меньше среднего показателя по России. Краевой министр Евгений Козюра заявил, что в регионе не хватает мест в детских садах в шести муниципальных образованиях. Среди них Кочубеевский, Курский, Шпаковский и Предгорный районы, а также Ессентуки и Ставрополь. Показатель доступности у них менее 90%.

Кроме этого существуют и другие проблемы. Так во многих школах зарплата учителей повышается за счет увеличение нагрузки, что ведет к снижению качества преподавания, устарела материально-техническая база. А где-то учреждения переполнены настолько, что вынуждены работать в три смены. Сократилось число организаций дополнительного образования со 135 до 129. Более 70% абитуриентов отправляются получать вышку, в то время как требуются специалисты со средним специальным образованием.

- Каждый выпускник вуза мечтает быть востребованным в своей профессии. Сейчас 87 процентов молодежи – это кадры для свободного трудоустройства, - выступила на заседании краевой депутат Людмила Кузякова. - Из них 53 процента учатся за бюджетные деньги. Однако более 70 процентов людей с высшим образованием вынуждены работать таксистами или разнорабочими. Я уверена, что, несмотря на то, что в крае ведется работа по поддержке молодых специалистов, это направление стоит усилить. Нам необходимо создать систему выявления и поддержки талантливой молодежи, потому что в каждом ребенке есть талант.

В Ставропольском крае в 2015 году на оснащение школ учебниками власти направили из бюджета 100 млн рублей, а с 1 сентября вся обязательная школьная литература имеет электронную версию. Но заместитель председателя комитета по образованию и науке Людмила Редько отметила, что сфера образования после оборонки имеет самую большую статью расходов из бюджета. В свою очередь учебники в школах — главная коррупционная сфера во всем образовании. Издательства бьются за возможность издавать учебную литературу и торговать напрямую со школами. Зачастую образовательный стандарт меняется, но книгопечатному бизнесу необходимо реализовать продукцию и получить доход. В итоге качественная литература вытесняется более успешной с точки зрения коммерции. В качестве примера Людмила Леонидовна рассказала ситуацию, которая сложилась в Крыму. Еще в бытность в составе Украины до региона не дошли средства, которые должны были «обновить» учебную литературу. Учащиеся там пользовались учебниками, которые были выпущена еще в советские времена. В результате побывавшая на полуострове профильная комиссия пришла в восторг от уровня и качества местного образования.

Красной линией в ходе обсуждения прошла проблема практически полного отсутствия бесплатного образования: в детский сад детей можно устроить только за вознаграждение, в выбранную школу – тоже, высшее образование вместе с подготовкой ЕГЭ вообще стало ассоциироваться у родителей и учеников с крупными обязательными тратами. Как высказалась Людмила Редько, доступность в образовании — это лукавство. И уж тем более там, где начинаются услуги, заканчивается образование.

Опубликованные результаты государственного экзамена заставляет задуматься о рентабельности системы в целом. Так, только по математике из 100 возможных баллов средним в этом году стал показатель в 50, а минимальный порог выставили в 27. Стоит только перевести эти цифры в привычную всем пятибалльную систему, чтобы оценить масштаб изменений.

В результате собравшиеся пришли к решению собрать и проанализировать все предложения по повышению качества и доступности образования на Ставрополье и в стране в целом, высказанные на встрече, и направить их федеральный центр.

зарплата, коррупция, Дума Ставропольского края, ЕГЭ