Где подростки покупают пиво?

Наталья Ардалина

Где подростки покупают пиво?

Работа по ограничению продаж алкогольной и табачной продукции в последнее время ведется очень активно: ввели 100-метровую зону, свободную от алкоголя, вокруг образовательных учреждений; ограничили продажу спиртного в ночное время; с нынешнего года в крае не продают алкоголь в дни школьных праздников — 1 сентября и 25 мая. Однако чем сильнее ведется борьба с легальным бизнесом, тем вольготнее себя начинает чувствовать теневая экономика: вновь появились бабушки, которые продают сигареты поштучно, активизировались таксисты с «левой» водкой. О том, как уберечь подрастающее поколение от этой напасти, шла речь на «круглом столе» в Ставропольском краевом совете предпринимателей.

На совещание собрались, помимо самих предпринимателей, представители управления образования администрации города и руководители школ. Открывая встречу, руководитель Совета предпринимателей Сергей Харитонов отметил, что пока не видно положительного эффекта от большинства запретительных норм, наоборот, добросовестные предприниматели из-за попадания в 100-метровую зону перестали работать с этой «проблемной» продукцией, а мелкие бесконтрольные «лавочки» как продавали детям пиво и сигареты, так и продолжают. К сожалению, и контролирующие органы не всегда успевают сработать вовремя: так, в Северо-Западном микрорайоне магазин «Триумф» прекратил продажу алкоголя и табака, а расположенная в этом же здании маленькая торговая точка продолжает их реализовывать.

Несмотря на то, что чисто арифметический подход — 99 метров от школы — нельзя, а 101 уже можно — пока не дал серьезного эффекта, руководители школ не готовы отказаться от «свободной» зоны. Даже, наоборот, просят ужесточить требования. Так, один из директоров рассказал о супермаркете, торгующем спиртным и сигаретами, который расположен в 30 метрах от школы, если считать напрямую, и в 200 — если через пешеходный переход. Магазин использовал эту лазейку и сегодня имеет все разрешительные документы. Но дорога, через которую нужно перейти, чтобы попасть туда, отмечает директор, является внутриквартальной, никто не идет за 100 метров к пешеходному переходу. Как быть в этом случае? Представители городской администрации пояснили, что те магазины, которые получили лицензию до вступления в силу положения о 100-метровой зоне, имеют право работать до окончания срока действия лицензии. Но только не в части пива — право продавать этот продукт вблизи школ закончилось 15 октября.

Сергей Харитонов от лица добросовестных предпринимателей предложил руководителям образовательных учреждений сотрудничество в плане выявления точек, где подростки могут покупать спиртное и табак. Однако большого энтузиазма это предложение не встретило: школы и так загружены работой, выполнять еще и «фискальную» функцию они не готовы.

Среди предложений, которые могут помочь оградить школьников от асоциального образа жизни, звучало требование оснастить все магазины, продающие алкоголь и сигареты, видеонаблюдением, да и вообще разрешить продажу этой продукции только крупным предприятиям, обладающим необходимой инфраструктурой.

Сотрудники администрации города Ставрополя, не дожидаясь обсуждения проблемы на «круглом столе», совместно с УВД провели рейд по выявлению точек, где алкоголь продолжают реализовывать в ночное время, и в 5 из 18 магазинов спокойно смогли купить все, что требовалось. В результате было внесено предложение повысить минимальный штраф за несанкционированную торговлю с 500 рублей до 5 тысяч, а также увеличить число должностных лиц, которые имеют право составить протокол на таких торговцев. Сегодня, к сожалению, этого права не имеют ни работники районных администраций, ни участковые уполномоченные, то есть как раз те люди, которые лучше других знают свою территорию.

Материалы всех проверок предложили передавать в комитет по лицензированию с тем, чтобы приостанавливать действие лицензии — подобная мера для предпринимателя будет куда более действенной, чем штраф.

И все же лучшая защита для потребителя — это сам добросовестный предприниматель. Если в крупном супермаркете несовершеннолетнему никогда не продадут пиво, то этот магазин и не является источником опасности. Да, собственно, и сами подростки не пойдут туда, скорее они «затарятся» где-нибудь в маленьком ларьке. А негативный имидж при этом создается всем торговым точкам в районе. Поэтому предприниматели заинтересованы в том, чтобы выявить и привлечь к ответственности недобросовестных продавцов. И чем больше будет информации из самых разных источников, тем лучше.