Где прячется билет в будущее? В успехе каждого ребенка. И в выборе профессии!

Лариса Ракитянская

В нашем крае с января нынешнего года выполняется Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Запущено и действует около 40 региональных проектов, которые отражены в государственных программах Ставропольского края. А в рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» работает семь региональных проектов, в числе которых - «Успех каждого ребенка». На него выделены немалые средства - более 84 млн рублей. Все это - деньги из федерального, регионального, местного бюджета и внебюджетных источников.

Так вот, в рамках этого регионального проекта есть один профориентационный компонент, который называется «Билет в будущее». Он работает во всей России, и в нем могут принимать участие регионы. Ставропольский край не стал исключением и подал свою заявку в 2019 году. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в сентябре 2019 года объявил отбор лучших наставников и профориентационных практик в рамках проекта «Билет в будущее». Цель его – ранняя профориентация учащихся 6 – 11-х классов общеобразовательных школ.

А как это работает в школах Ставрополя? Обо всем по порядку.

 

Твоя профессия начинается в школе

Найти свое место в жизни надо заранее — хорошо бы, в средней и старшей школе. Именно на это и нацелена ранняя профессиональная ориентация учащихся 6 – 11-х классов «Билет в будущее».

Попробуем запустить станок? На экскурсии в СтГАУ, компетенция «Эксплуатация сельскохозяйственных машин».
Попробуем запустить станок? На экскурсии в СтГАУ, компетенция «Эксплуатация сельскохозяйственных машин».

«Билет в будущее» - это по сути три этапа, которые надо пройти школьнику. На первом участники проходят онлайн-диагностику, которая помогает определить уровень осознанности и готовности учащегося к выбору, степень владения ключевыми гибкими навыками (память, внимание, пространственное мышление, коммуникативность), сферу профессиональных интересов и знания о конкретных компетенциях.

Второй этап предполагает погружение учащегося в выбранную профессиональную среду в формате очных профориентационных событий.

В рамках третьего этапа (на основании данных первого и второго этапов) каждый учащийся получает рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). В форме рекомендации содержится информация о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в его городе, и максимально подходящих под интересы, а также уровень знаний участника.

 

Пойдем смотреть вуз...

Более пяти тысяч учащихся 6 - 11-х классов школ города Ставрополя в этом году принимают участие в проекте «Билет в будущее». В их числе и школьники из второй школы краевого центра.

Найти будущую профессию им помогают вузы и ссузы города. Кстати говоря, уже сейчас в этих профессиональных образовательных организациях разработаны и начали работать программы модернизации, обновлены учебные планы, образовательные программы, методическое обеспечение учебно-производственной базы в соответствии с новыми ФГОС и стандартами Ворлдскиллс. Это все уже реально действует, и вузы охотнее идут, что называется, навстречу школе.

СтГАУ, компетенция «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Как бы прокатиться  на тракторе?
СтГАУ, компетенция «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». Как бы прокатиться на тракторе?

Только этой осенью старшеклассники из второй школы краевого центра побывали на экскурсии в Ставропольском государственном аграрном университете. Причем отнюдь не в аудиториях (хотя и это тоже есть). Ребята знакомились с производственной базой вуза. На официально-деловом языке это называется «предоставление участникам проекта «Билет в будущее» возможности участия в очных профориентационных мероприятиях».

Но сухая формулировка не имеет ничего общего с живым общением: старшеклассники в восторге от таких экскурсий, где все можно — и в кабине трактора посидеть, и погладить лошадиную гриву, и самостоятельно привести в движение станок. А можно попробовать себя в администрировании или хотя бы посмотреть, как справляются с тысячей дел одновременно уже научившиеся чему-то студенты.

К примеру, ребятам представилась возможность почувствовать себя работником отеля, «примерить» на себя обязанности работников разных служб индустрии гостеприимства - стать работником службы ресепшн или администратором гостиницы.

Ставропольский государственный аграрный университет предложил школьникам из второй школы краевого центра внимательно присмотреться и к компетенции «Ветеринария». Ребята, которые мечтают о профессии ветеринарного фельдшера или ветеринарного врача, смогли попробовать простейшие операции, связанные с уходом за животными.

Напомню: в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» и профориентационного проекта «Билет в будущее» средняя общеобразовательная школа № 2 вошла в число 10 пилотных общеобразовательных учреждений города Ставрополя. Школьники уже посетили не только Ставропольский государственный аграрный университет, но и Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский многопрофильный колледж. Занятия проводились в форме дней открытых дверей, квестов - с решением ознакомительных кейсов, очных проб ознакомительного характера.

 

Ваш выбор – востребованные профессии: от флористики до технологии композитов

В минувшую пятницу в министерстве образования Ставропольского края подвели итоги реализации проекта по ранней профессиональной ориентации школьников 6 - 11-х классов «Билет в будущее». И они таковы. На платформе Ворлдскиллс в рамках проекта в 2019 году было зарегистрировано 32 тысячи учащихся из 196 школ Ставропольского края, из которых 21 тысяча успешно прошли тестирование на определение профессиональных навыков. После этого ребятам была предоставлена возможность освоить умения и навыки по широкому спектру профориентационных мероприятий ознакомительного и углубленного уровня.

На выбор детям было представлено более 20 компетенций, среди которых - флористика, поварское дело, прототипирование, эксплуатация сельскохозяйственной техники, ветеринария, администрирование отеля, предпринимательство, электромонтаж, инженерия космических систем, электроника, кондитерское дело, выпечка осетинских пирогов, технология моды, ресторанный сервис, туризм, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, технология композитов и другие.

Большой интерес у школьников вызвали профессиональные экскурсии и профориентационные пробы на базах Ставропольского государственного аграрного университета (факультет ветеринарной медицины), Пятигорского техникума торговли, технологий и сервиса – администрирование отеля, Александровского сельскохозяйственного колледжа – инженерия космических систем, филиала Северо-Кавказского федерального университета в городе-курорте Пятигорске – поварское дело, выпечка осетинских пирогов.

Программа практических мероприятий включила в себя квесты, встречи с индустриальными экспертами, экскурсии на предприятия, организации профессионального и высшего образования, профессиональные пробы.

А совсем недавно, 15 ноября, на базе Ставропольского государственного аграрного университета школьники 8 - 9-х классов города Ставрополя прошли проф-ориентационные мероприятия вовлеченного формата, организованные минобразования Ставропольского края и СтГАУ. Преподаватели FabLab «Вектор» рассказали об особенностях современных компетенций Hi-Tech «Изготовление прототипов» и «Технология композитов». Ребятам удалось не только познакомиться с уникальной материально-технической базой университета, но и самостоятельно «попробовать руками» некоторые элементы приглянувшейся им профессии, задать интересующие вопросы.

Министерство образования Ставропольского края намерено и дальше активно развивать сетевое взаимодействие по вопросам ранней профориентации школьников, и Ставропольский край планирует ежегодно подавать заявку на участие в проекте Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» «Билет в будущее».

Фото из архива школы № 2 города Ставрополя.

 

региональный проект «Успех каждого ребенка»СтГАУ, проект «Билет в будущее», министерство образования Ставропольского края