Главная задача — не наказать нарушителя, а сделать так, чтобы нарушителей не стало

Наталья Ардалина

Вождение автомобиля — непрерывный серьезный стресс. Так считают многие психологи, социологи и сами водителей. Хотя, казалось бы, почему? Ведь практически все ситуации на дороге регламентированы несложным документом — Правилами дорожного движения. Однако регулярно в транспортном потоке попадаются автомобили под управлением личностей, которые то ли никогда об этих правилах не слышали, то ли попросту игнорируют их исполнение. И тогда случаются аварии...

Командир  отдельного батальона ДПС г. Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковник полиции Петр Захаров.
Командир отдельного батальона ДПС г. Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковник полиции Петр Захаров.

За первые полгода 2018-го в Ставрополе зарегистрировано более 4 тысяч ДТП, 268 человек в них пострадали, 11 человек, к сожалению погибли. Только вдумайтесь: каждый день на дорогах города происходит в среднем 22 аварии, и один-два человека получают различные травмы.

О том, как сделать движение более безопасным, мы говорили с командиром отдельного батальона ДПС г. Ставрополя ГУ МВД России по Ставропольскому краю полковником полиции Петром Захаровым.

- Петр Михайлович, расскажите, пожалуйста, о самых частых причинах аварий в краевом центре.

- Как правило, это превышение скорости, непредоставление преимущества в движении, несоблюдение требований разметки, дорожных знаков, светофоров, движение со слишком маленькой дистанцией до едущего впереди автомобиля. Но главный «бич» сегодня - это аварии с участием пешеходов. Три человека погибли под колесами автомобилей за прошедшие полгода. Причем такие аварии, в которых виноваты сами пешеходы, скорее исключение, чем правило, они составляют совсем небольшой процент от общего количества. Главная причина, конечно, в том, что водители не предоставляют преимущество в движении пешеходам, причем как на нерегулируемых переходах, так и на перекрестках, оборудованных светофорами, при повороте.

Огромную работу по безопасности дорожного движения проводят полицейские с детьми.
Огромную работу по безопасности дорожного движения проводят полицейские с детьми.

Мы проводим большую профилактическую работу, однако остаются водители, которые считают, что могут спокойно управлять автомобилем, отвлекаясь на разговоры по телефону, игнорируя другие требования ПДД.

- Какие меры предпринимает Госавтоинспекция, чтобы снизить количество аварий?

- Профилактическая работа ведется огромная, причем среди всех возрастных категорий, начиная от детского сада и заканчивая водителями с большим стажем.

Конечно, проще с детства привить человеку уважение к правилам движения. Поэтому самая интересная, яркая работа ведется с детворой — это многочисленные встречи, конкурсы, игры, экскурсии. Можете не сомневаться, любой ставропольский ребенок, который ходит в детский сад или школу, знает, как правильно переходить дорогу, когда нужно обязательно иметь на одежде светоотражающие элементы, с какого возраста можно передвигаться по проезжей части на велосипеде и многое другое. За каждым сотрудником закреплено детское образовательное учреждение, в том числе я лично прихожу к школьникам на встречи и могу сказать, что они слушают с огромным интересом, задают много вопросов. Многие старшеклассники уже готовятся сами стать водителями, тщательно изучают правила.

В основном ставропольские дети очень законопослушны, из 34 аварий с несовершеннолетними только четыре произошли по их вине, и то дети были не местные.

Что касается уже состоявшихся водителей, то в ходе регулярных рейдов мы показываем им социальные ролики о последствиях аварий, произошедших по причине нарушения правил, социальная реклама периодически размещается на баннерах в черте города, информацию водители получают и в подразделениях ГИБДД, когда приходят производить какие-либо регистрационные действия с автомобилем.

Огромную работу по безопасности дорожного движения проводят полицейские с детьми.
Огромную работу по безопасности дорожного движения проводят полицейские с детьми.

Кроме того, очень плотно мы работаем совместно с владельцами дорог: в нашем случае это городская администрация. Только в текущем году провели две комиссии по безопасности дорожного движения. Глава города Андрей Джатдоев лично оценивает ситуацию с дорогами в городе и стремится сделать все зависящее от администрации, чтобы дорожный фактор не приводил к трагическим последствиям.

- Есть ли в Ставрополе места, на которых аварии происходят чаще всего?

- Безусловно, мы тщательно анализируем все ДТП и выявляем наиболее аварийно опасные участки. К сожалению, их немало: так, наезды на пешеходов нередко происходят на улицах 45-я

Параллель, 50 лет ВЛКСМ, Тухачевского, на перекрестках Голенева-Шаумяна, Голенева-Ипатова, Ленина-Семашко, Ленина-Пржевальского. Столкновения транспортных средств чаще, чем в других местах, случаются на улице Доваторцев, пр

К. Маркса, ул. Лермонтова, Михайловском шоссе.

На основании тщательного анализа мы регулярно пересматриваем расстановку личного состава, максимально приближая экипажи к местам концентрации ДТП. Также совместно с администрацией проводим ряд мероприятий по дорожной сети: где-то необходимо поставить ограждение, обновить разметку, установить светофоры, привлечь внимание водителей к тому, что этот участок является опасным.

- Были ли в Ставрополе аварии по причине неудовлетворительных дорожных условий?

- Были аварии, в которых такие условия стали сопутствующим фактором. В целом состояние дорог в городе удовлетворительное. Конечно, когда мы здесь находимся постоянно, даже самую небольшую ямку замечаем и ругаемся. Наш отдел дорожного надзора пишет соответствующие предписания. Но, по собственному опыту могу сказать, что по сравнению с Краснодаром или Ростовом, например, мы видим, что наши дороги на две головы выше.

В городе разработан план с конкретными сроками устранения недостатков. Я уже говорил, что глава города стремится вникнуть в это направление и сделать все возможное, чтобы дороги не только в центральной части города были хорошими, но и на окраинах.

Конечно, город стремительно растет, и есть такие районы, где хотелось бы  иметь более широкие улицы. Я всегда в пример привожу проспект Кулакова: он был заложен в прошлом веке, и сначала по нему двигались две машины в полчаса. Но уже тогда люди думали о будущем, поэтому построили по три полосы движения в каждую сторону. А сегодня, мягко выражаясь, удивляют проекты больших жилых районов с узкими улицами и маленькими стоянками для автомобилей.

- Как влияет на аварийность установка камер видеонаблюдения, искусственных неровностей?

- Только в положительную сторону. Согласитесь, если на дороге установлена искусственная неровность, скорость потока в целом существенно снижается, что практически исключает вероятность аварии. По статистике, в этих местах учетных ДТП, то есть таких, в которых пострадали люди, вообще не происходит.

В местах, где установлены автоматизированные комплексы фиксации нарушений ПДД, также количество нарушений сразу снижается на порядок. Мало кто из водителей радуется получению «письма счастья» со штрафом, поэтому 99% автолюбителей, увидев соответствующий знак, снижают скорость. Госавтоинспекция и впредь будет развивать эту систему.

- Петр Михайлович, а встречаются ли в краевом центре водители в состоянии алкогольного опьянения?

- К сожалению, встречаются, и нередко. За прошедшие полгода один человек погиб по вине пьяного водителя. А всего из транспортного потока за это время мы извлекли 630 водителей в состоянии алкогольного опьянения. Есть и такие, кто попадается на этом нарушении повторно, в отношении этих водителей возбуждаются уголовные дела.

Немало нарушителей этого рода — гости краевой столицы, они приезжают к нам отдохнуть, и не считают чем-то из ряда вон выходящим, что выпили перед тем, как сесть за руль.

- Очень часто жители города жалуются на водителей маршруток...

- Увы, эта категория водителей в погоне за прибылью часто нарушает правила. К ним предъявляются повышенные требования, так как они несут ответственность за жизнь пассажиров. Мы регулярно проводим рейды, направленные на выявление нарушителей среди водителей общественного транспорта. Также на городской комиссии по безопасности движения рассматриваются случаи аварий с участием маршрутных транспортных средств,

и, если выясняется, что водитель грубо нарушил правила, администрация имеет право расторгнуть с ним договор.

- Обращаются ли к вам жители города с жалобами на действия сотрудников ГИБДД?

- Не так часто, как это было раньше. Я считаю, в последнее время значительно упало количество жалоб и обращений, потому что мы проводим серьезную работу внутри ведомства, чтобы инспектор был хорошо подготовлен, чтобы не возникало конфликтных ситуаций. Проводятся еженедельные занятия с сотрудниками, кроме того, регулярно они сдают тесты на знание ПДД и Административного кодекса.

Прием граждан я лично провожу дважды в неделю, записаться на него совсем не сложно. И не нужно думать, что я буду защищать сотрудника, любая ситуация рассматривается максимально объективно, а если заявитель не согласен с моим решением, он может обратиться в краевое управление.

Хочу отметить, очень часто водители считают, что мы должны как можно больше наказать нарушителей. На самом деле наша главная задача — чтобы этих нарушителей стало как можно меньше.

Читайте также: Госпошлина за «права» на Ставрополье не повысится.

Ставрополь, интервью, Петр Захаров, ГИБДД