Город без пробок

Наталья Ардалина

Город без пробок
Около тридцати перекрестков в Ставрополе оборудованы специальными датчиками, позволяющими в режиме реального времени оценить интенсивность движения на улицах города. Сделано это в рамках создания единой автоматизированной системы управления дорожным  движением, которая уже вступила во второй этап своего внедрения. 

Первые датчики установили в июле этого года. Сегодня уже можно проанализировать работу большинства проблемных перекрестков в городе. Центральный компьютер выдает отчет по каждой секунде: сколько автомобилей, в каком направлении, с какой скоростью, по какой полосе двигаются через данный перекресток. Конечно, это дает дополнительные возможности при расследовании дорожно-транспортных происшествий, можно с точностью до секунды установить, какой сигнал светофора горел в момент ДТП. Но все же основная цель системы другая: установить оптимальный режим работы светофорных объектов, чтобы снять напряженность транспортной сети в городе. Проще говоря — минимизировать количество и протяженность «пробок». 
Как рассказал директор муниципального предприятия «Транссигнал» Владимир Голуб, сегодня только  несколько перекрестков работают в разных режимах в разное время суток: например, в утренний час пик обеспечивают пропуск из спальных районов в центр города, вечером — в обратном направлении. Правильно настроить светофоры стало возможным благодаря внедрению этой самой автоматизированной системы. На сегодняшний день она дает отчет в виде схем и цифр, пока только один перекресток оборудован камерой, передающей изображение. Но, по словам Владимира Яковлевича, цифры более важны, нежели картинка, так как они дают реальное представление об интенсивности движения в разное время суток. Что касается картинки, то она имеет вспомогательное значение и, в отличие от тех камер, которые устанавливаются в рамках программы по обеспечению безопасности, имеет недостаточное разрешение для определения номера автомобиля. 
Данные автоматизированной системы очень важны и для транспортного управления, в частности, для того чтобы грамотно выстроить график работы общественного транспорта в Ставрополе. 
Кстати, час пик у нас по будням начинается примерно в восемь утра, а заканчивается только после девяти часов вечера. И с началом учебного года движение, скорее всего, станет еще более интенсивным. Новая система позволяет сбросить напряжение на конкретных перекрестках за счет изменения режима работы светофоров при скоплении определенного количества автомобилей в одном направлении. При этом важно, что система все делает сама — на то она и автоматизированная. То есть, если датчики показывают, что на пересечении улиц, например, Доваторцев и Тухачевского образовалась пробка, программа перестраивает режим работы светофоров так, чтобы как можно быстрее пропустить скопившийся транспорт. При этом движение в одном направлении не может превышать 120 секунд подряд, иначе пробка начнет скапливаться на перпендикулярных улицах. 
На сегодняшний день в очередной раз попытались настроить так называемую «зеленую волну» на улицах Лермонтова и Доваторцев. Она рассчитана на среднюю скорость 55 км/ч. И она работает. Правда, только до тех пор, пока не появляются лихачи, выскакивающие с  соседних улиц на большой скорости, например, на желтый свет. Если количество таких нарушителей становится критическим, то они просто-напросто «забивают» следующий перекресток для тех, кто вроде бы попал в «зеленую волну». 
Впрочем, работа еще далеко не окончена. «Мы пока только научились ползать и встали на ноги, - рассказывает Владимир Голуб. - Скоро научимся ходить, а там уж и бегать». Сейчас идет работа над схемой движения по проспекту Кулакова. И если бы наши водители строго соблюдали правила дорожного движения, результаты стали бы заметны не в пример быстрее. Следующие на очереди улицы Мира, Ленина, а там и исторический центр города.
Сложности возникают и с чисто технической стороной. Те датчики движения, что производятся сегодня в России, не отвечают требованиям новой системы. Сбои происходят по самым различным причинам: например, вечером, когда садится солнце, или в сумерках они считывают только порядка 30% информации, кроме того, они очень капризны к углу установки, иногда начинают считать тень от грузовика, падающую на соседнюю полосу, за легковой автомобиль. А иногда вообще перестают «понимать», что же это за монстр такой движется-движется, и никак не заканчивается (например, фирменная фура «Магнита» с прицепом). Ну не может один автомобиль занимать столько времени и места при проезде через перекресток! 
Все эти недостатки, выявленные в ходе эксплуатации, специалисты «Транссигнала» направили на завод-изготовитель с просьбой разработать новую модель датчиков движения. Опытный образец обещали прислать через месяц. Можно, конечно, оборудовать улицы более качественными приборами, такими как установлены в Москве, но тогда только один перекресток обойдется казне в миллион рублей. Пожалуй, городу это не по карману, так что подождем усовершенствованных приборов.
Фото Александра Плотникова