Хотят быть услышаны властью

Лариса Денежная

Предпринимательское сообщество бурлит уже вторую неделю. Такую реакцию вызвало постановление правительства Ставропольского края от 25 июня 2012 г. № 207-п «О дополнительных ограничениях времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Ставропольского края».

В минувший понедельник в Агентстве развития и безопасности бизнеса вновь обсуждали этот документ. Мероприятие проходило в формате общественной юридической экспертизы. Его организаторами выступили Союз защиты прав потребителей «Общественный контроль», Ставропольский краевой совет предпринимателей, городской союз малого и среднего бизнеса.

Открывая обсуждение, президент СКОО СЗПП «Общественный контроль» Сергей Харитонов отметил: мероприятие в подобном формате в работе бизнеса и власти проходит впервые. Ему предшествовали встречи с предпринимателями, депутатами краевой Думы Ставропольского края и Госдумы России. Теперь собрались для выработки заключения по спорному постановлению. В его основу будут положены выводы экспертов с юридической оценкой положений документа. Нужно сказать, что на обсуждение пришли не только руководители общественных организаций предпринимателей, но и юристы крупных торговых сетей Ставрополя, а также независимые юристы.

Общую позицию озвучил Сергей Харитонов: предприниматели поддерживают усилия властей в борьбе с алкоголизмом. Только вот, как всегда, палку перегнули. Вместо продуманных, системных, последовательных мер пошли по традиционному пути – через запреты. А это, как подчеркивалось на обсуждении, порочная практика. Подобное уже проходили в бытность СССР при Горбачеве. Что из этого вышло – все знают.

Нынешнее постановление, как отмечалось, затрагивает интересы не только предпринимателей, но и потребителей. Но ни с одними, ни с другими не посоветовались. Не были проведены общественные слушания. Не просчитали социально-экономические последствия спорного постановления, коих целый «паровоз»: ликвидация вследствие нерентабельности торговых объектов (по предварительным оценкам, это может затронуть порядка 2000 предприятий), сокращение рабочих мест (около 20 тысяч!), уменьшение уровня заработной платы в сфере розничной торговли, рост теневого оборота алкогольной продукции, потери доходов бюджетов всех уровней, снижение уровня инвестиционной привлекательности региона…

Говорили о том, что государство выстроило систему контроля за оборотом алкоголя, в том числе через торговлю: известно, что народ покупает, сколько, какого качества. Теперь это может быть разрушено. Оборот уйдет в тень.

Наиболее жаркие споры вызвали пункты постановления, касающиеся 100-метровой удаленности торговых точек от образовательных объектов, и запрет на реализацию алкоголя в парках.

— Что получится в сельской местности? — говорил вице-президент Ставропольского регионального Союза предпринимателей Анатолий Бойчук. — Все объекты – и администрация, и магазины, и школы, и детские сады — находятся в центре. Выдержать расстояние в 100 метров от торговой точки до школы, как требует постановление, невозможно. Получится, что селяне лишатся доступа к легальной алкогольной продукции. К тому же постановление не учитывает сложившуюся дислокацию объектов. К примеру, в Демино построили магазин в 1971 году, а школу – в 1974-м. Предприниматели построили магазины, рестораны, вложили деньги. И куда их девать? Нас заставляют стоять на коленях. Рядом – Краснодарский край. Однако там никто не придумал, чтобы не торговать на пляжах спиртным, потому что это приносит доход.

Главный посыл обсуждения: отменить постановление, которое входит в противоречие сразу с несколькими федеральными законами. Так, краевой документ произвольно устанавливает размеры территорий (100 метров) от детских и образовательных учреждений, в пределах которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции. При этом делает исключение для предприятий общественного питания, границы которых выдерживают стометровку. Однако эти же объекты, расположенные в парках, автоматически подпадают под запрет на торговлю, так как эти места отдыха входят в перечень рекреационных зон, установленных постановлением. И как такое понимать?

К тому же произошли изменения в законодательстве, о которых чиновники не могли не знать. Ранее действовавшая норма, предоставлявшая право субъектам устанавливать порядок определения органами местного самоуправления прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, была отменена Федеральным законом от 18 июля 2011 года. Теперь это — компетенция федерального правительства. Именно по этой причине еще в прошлом году отменили аналогичное постановление, определявшее стометровую зону.

Участники общественной юридической экспертизы подготовили заключение, которое подписали представители шести общественных организаций, тем самым демонстрируя властям: бизнес-сообщество готово к конструктивному диалогу. И очень хотят быть услышаны властями.