Хранители границы с берегов Хопра. часть 2

Роман Кияшко

Окончание. Начало в № 163.

Хоперские казаки встречают ставропольцев хлебом-солью да песнями
Роман КияшкоХоперские казаки встречают ставропольцев хлебом-солью да песнями

«Вечерний Ставрополь» продолжает рассказ об Азово-Моздокской оборонительной линии. На этот раз «Вечёрка» едет на родину хопёрских казаков – в Урюпинск

Казачий колорит

У каждой казачьей станицы есть своя дразнилка. Виталий Борцов, художественный руководитель ансамбля «Хопёр», долгие годы ездил по Урюпинскому району и собирал фольклор. Знает он и дразнилки. Одну из них он рассказал и нам.

Ежегодно в станице Правоторовской перед Пасхой станичники отворяли двери в красавице церкви из красного кирпича, чтобы ее проветрить. В тот раз повторилось все, как обычно. Но каким-то образом, пока никто не видел, в церковь пробрался козел. Местные жители его не заметили, а после проветривания закрыли все двери. Животное, испугавшись шума, заскочило в алтарь и там притихло. Спустя время в церкви началась служба, собралась вся Правоторовка. Батюшка заходит с кадилом в алтарь. Напуганный козел, который все это время прятался, при виде человека выскочил из своего укрытия. Батюшка в испуге выронил кадило, и оно зацепилось за рога «лазутчика». Испуганное животное выбежало из алтаря, от чего станичники чуть не попадали в обморок. Еще бы, из святая святых – церкви выскакивает черт с кадилом! Животное припустило на улицу, где его ловили всей станицей. Позже выяснилось, что это был козел Трофима, одного из местных жителей. С тех пор эту историю казаки помнят и при случае подшучивают над правоторовцами.

Хопёр
Роман КияшкоХопёр

Все то время, что мы ехали с Виталием Михайловичем, он рассказывал истории о населенных пунктах, их прошлом. Вспоминал случаи из своей долгой и насыщенной событиями жизни. Пятьдесят лет он занимается народным творчеством, побывал во всех донских и хоперских хуторах в поисках старинных казачьих песен и плясок.

– Меня учили хуторские бабки да деды, – рассказывает Борцов. – Сами танцорам подсказывали, бывало. Посмотришь – вроде у танца обычный ритмический рисунок, а вот движения совершенно другие. Почему бы не сделать, не позаимствовать. Наше ведь, казачье.

Ансамбль «Хопер» гремел на весь мир! Его участники побывали в Германии, Испании, Польше, Франции, Португалии, Ирландии, Чехии, Словакии, Канаде. Молодые ребята в шароварах и в лихо заломленных фуражках, из-под которых выбивались кудрявые чубы, да красивые девушки в длинных цветастых платьях покорили иностранцев. И это в советское время, когда казачество было под запретом.

Однако внимание со стороны спецслужб СССР ансамбль не обошло, тексты песен читали КГБшники. Так, в одной из них есть такая строчка «Ай ты Россия, матушка-Россия, Платова (атаман донцов. – Прим. авт.) родила». Секретная агентура была против и попросила Платова заменить на Ленина. Куда деваться, пришлось менять. В другой раз КГБ не понравилось, что «С правого фланга Николай наш заезжал на Дунай». «А давай споешь, что Ворошилов?» – скорее, не вопрос, а утверждение из уст офицера спецслужб. И тут не поспоришь, согласились.

– Были мы как-то во Франции, – вспоминает Виталий Борцов, – в городе с благозвучным названием Коньяк. Пригласили нас в сельскую местность, чтобы проверить, такие ли хорошие казаки наездники, как говорят. Вывели коня, а один из моих подопечных, Петр Гребнев, на коня заскочил сзади, от чего все французы заохали.

Сейчас у Петра своя конюшня, которой он гордится, и большие земельные угодья, над которыми работает не покладая рук.

Гостеприимство

Реконструкция церкви Архистратига Михаила
Роман КияшкоРеконструкция церкви Архистратига Михаила

В период визита на Хопер нас пригласили в станицу Тепикинскую. Решив, что нам расскажут историю поселения, покажут местные достопримечательности, да на том и закончат, мы сразу же согласились. Вместе с нами туда поехали Марина Андреева, наш гид по Урюпинскому району, и Виталий Борцов. Заехав в станицу, мы догнали двух казаков, ехавших верхом. Виталий Михайлович со словами: «О! Это нас встречают!» – попросил остановиться и стал давать указания всадникам. Тут-то мы и насторожились. Когда до главной площади Тепикинской осталось несколько десятков метров, мы поняли, что казаки собрались встречать нас со всем размахом. Борцов в этот момент вышел из машины, бросив только фразу: «Мы сейчас подготовимся, а вы пока подождите. Я вам махну, как все будет готово».

Когда спустя время мы подъехали на место, нас встречали хлебом-солью. Ансамбль, выстроившийся в ряд, затянул песню, с боков стояли казаки на лошадях. Казачка вышла нам навстречу с караваем. Стало как-то неудобно, но очень приятно! Для двух гостей невысокого статуса казачья душа развернулась по полной! Только заканчивалась одна песня, как ансамбль затягивал другую. Одна из них тронула особенно – это была былина. Фольклорная экспедиция, которая приезжала в станицу Тепикинскую в 60-х годах прошлого столетия, установила, что датируется этот образец устного народного творчества IX веком.

На другой стороне площади, где нам оказали столь радушный прием, возвышалась церковь Архистратига Михаила. Строили ее всем миров шесть лет – с 1796 по 1802 год. Финансы собирали из пожертвования, и все подсобные работы, не требующие особого мастерства, выполняли будущие прихожане. Первые иконостасы заполняли иконами, принесенными из дома. Поскольку станица в те годы была богатой, церковь возвели высокой и просторной, внутри украсили дорогим убранством, повесили две огромные люстры.

Остатки фресок
Роман КияшкоОстатки фресок

Сейчас церковь находится в плачевном состоянии – и ее не обошла советская власть. Все окна выбиты, колокольня развалена, купол порос травой, а за облупившейся штукатуркой едва проступают фрески. В этом году станичники вновь всем миром взялись ее восстанавливать, и работа там кипит.

История не забыта

Возле станицы Петровской стоит Левыкинский городок – уникальный музей, в котором воссоздается поселение казаков XVI – XVII веков. Обнесенные частоколом постройки рассказывают о том, как жили первые переселенцы у Хопра.

Появился городок недавно – в 2014 году. Тогда инициативная группа подала документы на конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел», который проводился при поддержке фонда Елены и Геннадия Тимченко. В результате проект оказался в числе 122 победителей и на реализацию получил 500 тысяч рублей. Администрация района и территориальное общественное управление (ТОС) тоже не остались в стороне и помогли с финансами. В результате вырос городок, в котором каждая постройка выполнена по технологиям того времени.

Как рассказал директор Урюпинского районного краеведческого музея Андрей Ломкин, археологические находки каждого поселения на территории района соотнесены с документами тех лет. Места, где был найден подъемный материал, нанесены с помощью GPS на карты. Тем самым у исследователей есть точный план первых поселений по берегам реки Хопер.

Казачьи городки обносились частоколом
Роман КияшкоКазачьи городки обносились частоколом

Сегодня казачество вновь восстанавливает свои традиции, собирает по крупицам историю. Многое было потеряно за 70 лет опалы.

– За эти годы поменялось три поколения. Часть обычаев предки нам передали, что потерялось, собираем по крупицам, – поделился мнением начальник штаба Хоперского казачьего округа Владимир Карпов. – Сейчас наша обязанность восстановить эти связь с прошлым.

25 мая 1990 года Хопёрский казачий округ был вновь создан, в этом году исполнилось 15 лет этому событию. Первые годы государство активно поддерживало казаков, сейчас с финансированием хуже. Но Владимир Карпов не унывает. В Урюпинском районе существуют два кадетских казачьих корпуса, с 1 сентября открылась казачья школа. Казачество активно участвует во всех общественных событиях.

Казачий городок XVII века
Роман КияшкоКазачий городок XVII века

Когда мы беседовали с Владимиром Васильевичем, раздался телефонный звонок, и Карпов обсудил вкратце детали предстоящей поездки на юго-восток Украины с гуманитарной помощью. Потом он пояснил, что уже не в первый раз туда ездит помогать.

Казачья жизнь на Хопре кипит. Невзирая на сложности, люди восстанавливают и строят храмы, воспитывают новое поколение, чтят обычаи и помнят свою историю. И не столь важно разделение казаков на родовых и приписных, реестровых и общественных, «красных» и «белых». Главное – родина, которую они защищают, и правое дело, которому следуют.

хопёрские казаки, Урюпинск