Художественная гимнастика теряет свою красоту и эстетику?

.

Марии Калмыковой 19 лет. Она - студентка второго курса факультета «Социальная работа» СКФУ. Мечтает стать журналистом и делает первые шаги к достижению своей цели. С шести лет занималась в Ставрополе художественной гимнастикой и продолжает заниматься спортом.

Предлагаем вниманию читателей первую публикацию Марии Калмыковой.

 

Ольга Михальская – ученица легендарной Эммы Овсянниковой, мастер спорта международного класса по художественной гимнастике, обладательница Кубка России, член сборной России, призер Всемирной универсиады в Японии 1995 года, женщина с большой буквы: мама, тренер и просто замечательный, искренний человек. Сейчас Ольга Викторовна работает в спортивной школе олимпийского резерва по художественной гимнастике. Как она относится к тому, что ее ученицы уходят в другие спортивные дисциплины? Считает ли, что гимнастика утратила свою художественность? Она поделилась своими мыслями по поводу того, что ждет этот прекрасный вид спорта в будущем.

 

- Сколько лет Вы тренируете?

- Я начала этим заниматься не очень рано. Работаю в гимнастическом зале с 2001 года, 18 лет. Многие приходят тренировать сразу после института, бывает даже после школы.

- Вы используете какие-то приемы Эммы Николаевны на практике во время работы с детьми?

- Когда попадаешь в любую новую среду, ты, естественно, что-то впитываешь, и, наверное, это было бы ненормально, если бы я не прислушивалась и что-то не использовала. Для этого мы и ездим на сборы, соревнования. Не только гимнастка соревнуется и сравнивает, но и тренер развивается вместе с ней, растет, тоже учится и что-то для себя узнает, на практике в том числе. Это нормальное явление. Что-то использую, конечно, это такой накопительный процесс, всю жизнь обучаюсь, как правильно работать. Эмма Николаевна вывела меня на высокий уровень как спортсменку и дала хорошую базу как тренеру, поэтому я безгранично благодарна ей за все.

- Бывали в Вашей жизни какие-то моменты, после которых Вы задумывались о том, чтобы оставить эту профессию?

- Нет. Бывает иногда, что накапливается усталость от поездок, хочется отдохнуть и восстановиться, а на это времени, в основном, не хватает. Но оставить любимое дело желания никогда не было.

- То есть тяжелее всего приходится физически?

- Тут все взаимосвязано. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, надо и эмоции свои отдавать, и детей чувствовать, не говоря уже о том, что необходимо физически много работать, чтобы чему-то научить.

- Вы все еще переживаете перед каждым выступлением своей ученицы?

- Конечно! Независимо, большой это старт или на уровне школы, города, края. Когда столько вкладываешь в ребенка, проживаешь с ним этот путь, проводишь вместе с ним столько времени, нельзя не переживать, и это никогда не поменяется. И волнение всегда одинаково, что 18 лет назад, что сейчас, разницы нет.

- Сколько времени в среднем Вы проводите в залах?

- На каникулах мы работаем с 10 утра и до 8 - 9 вечера. А в учебное время мы проводим в зале от шести до восьми часов в день.

- Вы долгое время тренировали свою дочку, но при этом, когда она родилась, Вы говорили, что не хотели бы, чтобы она занималась художественной гимнастикой. Как получилось, что она в итоге попала в зал?

- Да, не хотела и не планировала, но, учитывая, что большую часть дня я проводила на работе с другими детьми, естественно, свою дочь пришлось привести в зал. Ребенок не может находиться столько времени один или постоянно с папой, бабушками, дедушками. А когда человек еще и одаренный, способный, конечно, грех не дать возможность ему как-то себя реализовать. И это пошло на пользу, потихоньку втянулась, так и дошла до мастера спорта.

- А Вы на тренировках относились к ней по-особенному - строже или, наоборот, лояльнее?

- Нет, у меня одинаковый подход абсолютно ко всем. В зале - работа, дома – семья, я это не смешиваю.

- Многие девочки, ушедшие из зала, идут в легкую атлетику. Как Вы думаете, почему так происходит?

- Бывают такие случаи, и я считаю, что это нормальный процесс. Но на моей памяти нет таких девчонок, которые ушли в легкую атлетику и реализовались там, по крайней мере в Ставрополе. Знаю случаи, что пробовались в этом виде спорта, занимались, но чтобы достигали больших высот – нет.

Конечно, нам, тренерам, хочется, чтобы девочки дольше выступали и радовали, но взрослая гимнастика – это совсем другая работа. Если они выполняют норматив мастера спорта и сразу же уходят в другую дисциплину – нас это удивляет, потому что столько времени отдано эстетике, красоте, и вдруг такой технический вид спорта, как легкая атлетика… В гимнастике потрясающее разнообразие: предметы, музыка, хореография. А легкая атлетика – это монотонная работа, нужно иметь огромное терпение, чтобы заниматься, это должно нравиться. Лично для меня бег был каторгой всю жизнь. Надо было худеть, порой приводить себя в форму, ходить в сауну, чтобы сгонять вес, бегать в мешке, оборачиваться целлофаном. Все это я делала, но бег для меня был страшнее всего, не принимала и не принимаю его. Если дети уходят в другой вид спорта - значит им это нравится. Их тоже можно понять, они столько лет в гимнастике, в среднем в четыре года приходят и в 16 заканчивают. За 12 лет, наверное, тоже «наедаются» этого всего и хочется что-то другое попробовать.

- Считаете ли Вы, что гимнастика становится хорошим фундаментом для других видов спорта?

- Да, это действительно так. В гимнастике хорошо развивается эластичность связок. Я знаю, что и в единоборства уходят, где необходима растяжка мышц. Гимнастика – многофункциональный, сложнокоординированный вид спорта. Девочки получают здесь какую-то базу, технику и пробуют себя в других видах.

- Не обижает то, что Ваши ученицы уходят в другую дисциплину?

- Не обижает. В гимнастике требуются длинноногие, фактурные, тоненькие дети. Но бывают девочки, которые физически сильнее, с хорошей мышечной комплекцией. Поэтому почему бы им не попробовать себя в чем-то другом? Иногда мы сами советуем родителям, чтобы ребенок попробовал себя в другом виде, потому что, может, у него нет того, что нужно в гимнастике. Но когда девочка способная и в нее вложено столько информации, труда и времени, а она развернулась и ушла в другую дисциплину, хотя она могла себя реализовать в художественной гимнастике, – это иной разговор.

- Все виды спорта со временем эволюционируют, меняются, усложняются, и гимнастика не является исключением. Были проще элементы, программы. Что ждет этот вид спорта в будущем?

- В техническом плане уже и не знаешь, что еще придумают, потому что гимнастика стала силовым видом спорта плюс очень сложнокоординированным. Сейчас с предметом выполняют сложнейшие элементы, иначе не набрать высокую оценку, можно легко стать абсолютно неконкурентоспособным. Потерялась художественность, эстетика. Нам бы, конечно, хотелось к этому вернуться, но все развивается, меняется, и гимнастика стала другой, без этого не может быть роста.

- А вы не боитесь, что спортсменки станут своего рода роботами, которые должны будут только выполнять элементы определенной сложности, и вся красота этого вида спорта уйдет?

- Может, частично это сейчас и происходит, потому что гимнастке надо успеть выполнить больше технических действий, чтобы получить высокую оценку. Мы это видим, понимаем, но делаем то, что нам диктуют правила, что от нас требуют, это не наша прихоть. Все движется, ничего не стоит на месте, и гимнастика в том числе.

- Очень много российских спортсменок и тренеров уезжают за границу тренироваться и тренировать, на Олимпиадах зачастую представительницами других стран являются россиянки. Но при этом наша сборная уже столько лет подряд берет первые места с огромным отрывом. В чем секрет успеха российской школы?

- Во-первых, Россия - большая страна, и у нас много детей, которые идут в этот спорт. Во-вторых, у нас другой менталитет, девочки занимаются не для здоровья, а именно профессионально. За границей зачастую гимнастика - это хобби. Поэтому секрет в том, что наши девчонки больше всех трудятся и развиваются, вкладывают много сил.

Мария КАЛМЫКОВА.

 

художественная гимнастика, проба пера