Хватит жить по старинке. Управлять финансами нужно эффективно

Хватит жить по старинке. Управлять финансами нужно эффективно
На сегодняшнем заседании Ставропольской городской Думы мы рассмотрим итоги исполнения бюджета краевого центра за первый квартал текущего года. Этот вопрос уже не раз обсуждался, в том числе и на заседании администрации города, где я делился с коллегами своим видением ситуации. В принципе, цифры первого квартала – уже дело прошлого. Время стремительно идет вперед, только что закончилось первое полугодие 2009 года, года кризисного и непростого. А рассмотрение отчета об исполнении бюджета за первый квартал депутатским корпусом – лишь еще один повод поговорить о проблеме в целом, о сложившейся безответственной системе распоряжения и планирования финансовыми средствами в столице края. Эту систему, несмотря на неоднократные обещания, исполнительная власть изменить пока так и не смогла. 

Итоги исполнения городского бюджета за первый квартал 2009 года мы ждали с нетерпением и тревогой. Финансовый кризис не мог не отразиться на социально-экономическом развитии краевого центра, на наполнении городской казны. В целом показатели позволяют сказать о том, что рисовать перспективы в черных красках нам пока не приходится. Но это во многом благодаря малому и среднему бизнесу. Именно предприниматель сегодня не дает экономике города упасть до критического уровня. Но в чем здесь заслуга администрации города? Пока мы видим, что у нас даже нет внятной программы поддержки предпринимательства. А ведь это та сила, что, по мнению руководства страны и нашей партии «Единая Россия», должна стать главной движущей силой экономического развития России уже в ближайшие годы. Так уж вышло, что в Ставрополе сегодня нет крупных бюджетообразующих предприятий. Плохо это или хорошо? В момент кризиса, как оказалось, неплохо. Потому что во многих промышленных городах, где экономика напрямую зависит от работоспособности гигантских заводов, ситуация зачастую складывается намного хуже.

Но обстановка в стране в целом – это всё же объективный фактор. Я же хотел бы заострить внимание на главном вопросе: а что же мы делаем в этих сложных условиях? Соответствуют ли наша финансовая политика, управленческие решения по расходованию средств реалиям сегодняшнего дня? Честно говоря, складывается впечатление, что город живёт по старинке. По инициативе администрации в бюджет города постоянно вносятся изменения. Причём чаще, чем проходят очередные заседания Думы. Например, в 2008 году бюджет по доходам был уточнен на 1 миллиард 400 миллионов рублей.
Да, сегодня цифры наполняемости бюджета кажутся нам не такими уж мрачными. Но снижение роста доходов налицо. И что нас ждёт впереди, сказать сложно. Расслабляться в условиях кризиса, уповая на благоприятную ситуацию, нам ни в коем случае нельзя. И в этой связи крайне важно рационально расходовать средства. Вот здесь мы и сталкиваемся с непробиваемой стеной, системой, о которой я сказал выше.

Главных проблем, на мой взгляд, две: крайне низкий контроль за освоением бюджетных средств и низкое качество планирования бюджета. Запросы у структурных подразделений администрации большие, планируются и постоянно перепланируются значительные бюджетные расходы, а в итоге год за годом, квартал за кварталом мы констатируем просто огромные остатки неосвоенных денег, сотни миллионов рублей. В важнейших отраслях – градостроительстве и городском хозяйстве – больше трети расходных обязательств не исполнено. И это при острой нехватке средств на финансирование социально значимых проектов. Об этом говорилось уже не раз. На публичных слушаниях по исполнению бюджета за 2008 год члены фракции партии «Единая Россия» в острой форме поставили вопрос перед администрацией: наведите порядок в бюджетной системе, иначе последствия будут плачевными. Видимо, урок не пошел впрок. Снова мы видим сотни неосвоенных миллионов бюджетных рублей. И мы снова их распределяем, и снова наступаем на те же грабли. Только удар становится больнее, потому что из-за роста инфляции то, что можно было сделать вчера дешевле, сегодня уже стоит дороже, а завтра ещё больше повысится в цене.

Уверен, что ситуацию необходимо в корне менять. Фракция «Единой России» в городе – не сторонний наблюдатель, а активный участник всех происходящих процессов. Значит, нам необходимо взять ответственность за ситуацию в финансовой сфере на себя. Мы не просто будем следить за расходованием средств, мы намерены строго контролировать исполнение городского бюджета. И мы не просто констатируем факты, а предлагаем варианты решения проблем, ищем пути выхода из сложной ситуации.

Стратегическая цель бюджетной политики должна быть направлена на обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, на создание эффективной системы управления муниципальными финансами. При этом в ее основу должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. На заседании нашего комитета в своем решении мы указали, что руководству исполнительной власти города необходимо срочно пересмотреть финансовую политику и принять срочные меры по устранению существующей порочной практики распоряжения бюджетными средствами. Иного выхода нет.

Вадим Гребенников,

председатель комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике, член фракции ВПП «Единая Россия».