«Иней» обиделся

Лариса Денежная
И даже возмутился публикацией «Куда подевался пломбир?» под рубрикой «Читаем этикетку вместе» в прошлом выпуске «УП». Заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Иней» И. Московцев в телефонном разговоре заявил нам: статья подрывает имидж предприятия.

А, собственно, что именно так задело производителя, имя которого упоминалось лишь в восьми коротких газетных строчках (не считая цитирования информации на упаковке продукта)?

Не понравился сразу заголовок. Мол, вопрос статьи непонятен. Но ответ на него содержится в преамбуле материала: действующий с января 2005 года единый национальный ГОСТ на молочное, сливочное мороженое и пломбир запретил «холодной» продукции с использованием растительного сырья «маскироваться» под эти виды мороженого. Поэтому продуктов с этими названиями в продаже стало значительно меньше. Какое мороженое тогда едим? В этом мы и предложили читателям разобраться вместе.

При посещении торговых точек обратили внимание на то, что «холодный» десерт в брикетах с вафлями и крупной надписью «мороженое» на титульной стороне упаковки обезличился. А продукция местных производителей имела не только похожую «одежку», но и название. Действительно, чем, например, отличается «Мороженое со сгущенным молоком» (ОАО «Иней») от «Мороженого с вареной сгущенкой» (ОАО «Холод»)? Посмотришь на их «титул» - ну как братья-двойняшки, легко перепутать. Чем отличается содержимое брикетов, можно понять, лишь полностью развернув их обертку. Ведь информация о составе продукта (его текст не каждый прочтет без очков), а также принадлежности к тому или иному виду «прячется» в неудобном месте – на «боках» упаковки и ее сгибах. Но, как мы заметили, мокрую, липкую обертку обычно стараются тут же выбросить в урну (эта фраза, как оказалось, тоже не понравилась И.Московцеву). Потому мы и решили облегчить труд покупателям. Сначала мороженое съели (о вкусовых качествах сознательно не рассказывали, о них, как известно, не спорят), а затем, вооружившись лупой, внимательно изучили информацию на упаковке «двойняшек»: наименование продукта, его состав, пищевую и энергетическую ценность, нормативный документ, на основе которого вырабатывался продукт. С этой информацией и познакомили читателей, предварив ее небольшим комментарием.

Сначала сообщили, что дегустацию начали с любимого мороженого – с наполнителем из вареной сгущенки, которое раньше мы покупали в качестве пломбира. А теперь? Цитируем: «Мороженое со сгущенным молоком», ОАО «Иней» (г. Ставрополь) оказалось растительно-сливочным. Это значит, что содержание в продукте растительных жиров – свыше 50 процентов. Но «неудобный» компонент – кокосовое масло – значился в составе продукта лишь четвертым».

Этот комментарий и «задел» руководство ОАО «Иней». Генеральный директор предприятия направил в редакцию письмо с настоятельной просьбой дать читателям необходимые разъяснения по публикации. Приводим их с некоторыми сокращениями и с нашим комментарием.

«Предприятием никогда не производилось и не реализовывалось мороженое с наполнителем из вареной сгущенки под видом пломбира.

«Мороженое со сгущенным молоком» является растительно-сливочным и производится по ТУ 9226-005-10253015-2005 в соответствии с ГОСТ Р 51917-2002».

Но в публикации нет ни слова о том, что именно «Иней» делал и продавал это мороженое под видом пломбира. Есть фраза «Раньше мы покупали его в качестве пломбира». До введения национального ГОСТа на классические виды мороженого, а также ГОСТа Р 51917-2002, который установил четкую терминологию для молочных продуктов и имеющих сложный сырьевой состав (в том числе с использованием растительного сырья), не только покупатели, но и продавцы вольно обращались с названиями мороженого, не придавая этому особого значения, и зачастую были в неведении относительно его компонентов. На вопрос «А есть пломбир со сгущенкой?» работники прилавка предлагали любой брикет, в котором был этот наполнитель. Мы же, покупатели, даже не ставили под сомнение, что это не пломбир. Не выясняли: а вдруг это сливочное мороженое? Уж тем более не знали, используются в нем растительные жиры или нет. Кстати, совсем недавно услышала в одном магазинчике, как молодая девушка просила «пломбир со сгущенкой». И продавец ей подала …мороженое со сгущенкой ОАО «Иней», которое, как мы уже знаем, совсем не пломбир, а растительно-сливочное. Впрочем, в продаже сейчас есть и пломбир со сгущенкой, правда, других производителей.

«Определить на вкус содержание жира и других компонентов в продукте может только весьма квалифицированный специалист с большим стажем и громадной практикой работы в молочном производстве. Растительные же жиры содержатся в массовой доле к молочным жирам, а не к составу всего продукта».

Да мы и не «тягались» со «спецами», тем более не делали даже попытки установить на вкус содержание жира в количественном выражении. Всего лишь пояснили: раз мороженое растительно-сливочное, значит, содержание в нем растительных жиров – свыше 50 процентов. То есть их преобладание над молочными жирами в такой пропорции и определяет структуру «двойного» наименования продукта, где главенствует слово «растительно-», как и устанавливает ГОСТ 51917-2002. И это видно из приведенной в публикации информации, размещенной производителем на упаковке: «жиры – 8,2 г (в том числе молочного – 4,0 г)». О процентном содержании растительных жиров «к составу всего продукта» в материале – ни слова.

«Неудобный компонент» кокосовое масло – единственный, разрешенный к производству мороженого растительный компонент, менее вредный по содержанию холестерина в сравнении с молочным жиром.

Ингредиенты в составе продукта перечисляются в соответствии с основными долями содержания компонентов в продукте по мере убывания массовой доли компонента.

Информация для потребителя наносится на этикетку по правилам, предусмотренным в ГОСТе Р 51074-2003 «Информация для потребителя», которая регламентирует важность, необходимость и месторасположение информации…».

А мы и не оспаривали порядок расположения компонентов. Всего лишь констатировали, что кокосовое масло значится четвертым по счету, чтобы покупатели не проглядели (многие читают информацию на этикетке бегло) и знали, какой именно растительный жир содержится в «холодном» десерте. Почему компонент «неудобный»? Сошлемся на данные Ассоциации производителей мороженого и замороженных продуктов России, согласно которым до введения упомянутых стандартов 80 процентов предприятий применяли технологии с использованием растительных жиров (в том числе кокосовое масло). При этом большинство из них о присутствии этих компонентов в составе продукта умалчивали. Стало быть, чем-то они «неудобны»?

Что касается требований к содержанию информации для потребителя, ГОСТ, в частности, оговаривает, что наименование продукта должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать его, а также «позволять отличать данный продукт от других». Он также запрещает давать продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно их природы, идентичности, состава и т.д.

Но с морозильной витрины брикеты с наполнителем из вареной сгущенки ОАО «Иней» и «Холод» смотрелись, как двойняшки, – с похожим «лицом» и даже именем, которое совсем не проливало свет на различия в их природе и составе. Как тут не ошибиться покупателю и не перепутать их? Полное же наименование мороженого ОАО «Иней», в котором отражены упомянутые моменты, покупателю нужно еще отыскать (на «боку» брикета) и суметь прочитать (мелковатый шрифт). А все потому, что ГОСТ, к сожалению, не выделяет в потребительской упаковке (таковой считается вся обертка мороженого) «титульную» и «тыльную» сторону. Чем и пользуются производители. На вопрос «Можно же было в «титульном» наименовании мороженого найти место для двух слов - «растительно-сливочное»?», коммерческий директор ОАО «Иней» ответил: мол, такое название покупатель не воспримет. Получается, тоже «неудобное»?

Между тем для нынешнего выпуска рубрики мы отыскали еще одного «братишку» с аналогичным наполнителем – «МОРОЖЕНОЕ сливочное СО СГУЩЕННЫМ МОЛОКОМ в вафлях» молочного комбината «Ставропольский», выработанного по национальному ГОСТу. О своей «сливочной» сущности он сразу заявил в «титуле». Наверное, в расчете на правильное восприятие покупателей.

denejnaya@vechorka.ru