Ингушетия встречает гостей

Елена Павлова

Ингушетия встречает гостей
(Начало в № 182).

Самым насыщенным из фестивальных дней был второй. Конечно, сделать территорией праздника под названием «Мир Кавказа» всю Назрань в нынешних реалиях невозможно. Так что центром торжеств стал городской лицей, его стадион и площадь неподалеку.

Война и мир

 На площади была развернута выставка народных ремесел: чеканка, керамика, резьба по дереву, ковры, игрушки. Выставлялись и художественные полотна. Было на что полюбоваться, было о чем задуматься...

Самым первым располагался как раз ставропольский павильон краевого Дома народного творчества, где две радушные хозяйки Валентина Мозжелина и Анна Быстрова встречали гостей за столом, уставленным расписной посудой, в центре которого красовался керамический чайник-самовар, а по бокам, подбоченясь, глядели на гостей выставки румяные и задорные куклы-казачки. Анна Быстрова мастерит их своими руками после работы, сотворяя из ткани и папье-маше такое вот чудо. В ярмарочном разноцветье национальных подворий наш павильон был одним из самых ярких.

 А вот картина в павильоне Южной Осетии, выполненная в графике, выбивалась из общего праздничного ряда. Реалистичная и символичная одновременно. На ней — август 2008-го. На одном холсте — несколько эпизодов беды: раненая женщина возле храма, маленькая девчушка, прижавшаяся к бабушке, старушка, которая загораживает дорогу солдату, маленький мальчик с лицом много пережившего человека ... И крупным планом в центре — портрет человека, который все это видел наяву - взгляд, вобравший в себя всю эту боль... Картина называется «Затмение». Ее композионно венчает православный крест — как символ веры... В Бога... И в разум, который не принимает причин, подвигающих людей к убийствам беззащитных и безоружных, к уничтожению святынь... В здравый смысл, которым надо бы руководствоваться всем, чтобы не было больше затмений...

 - В южноосетинском павильоне не так много вещей, - говорит Салима Ботиева. - Лучшие экспонаты у нас в прошлом году прямо в галерее были уничтожены. Я привезла в основном только то, что на работе у меня хранилось. Кабинет уцелел, поэтому и эти вещи остались.

... Да, мне об этом рассказывали в прошлом году в Цхинвале — как по художественной галерее прицельно палили из гранатометов, а потом добивали уцелевшие экспонаты (в их числе уникальные изделия народных умельцев) автоматными очередями... Я помню, как художники радовались тому, что здание галереи попало в список первоочередных объектов восстановления.

- Сейчас здание уже практически восстановлено, скоро галерея начнет работать, - говорит Салима. - Вот эта картина «Затмение» как раз из новой экспозиции...
 Конечно, на фестиваль люди идут не за тем, чтобы думать о боли и войне, но эта картина притягивала, и люди стояли возле нее подолгу... Мир Кавказа не безоблачен, он вобрал в себя уже очень много, в его истории было много боли и затмений...

... Но мир Кавказа богат и хорошими традициями. Вот, например, в Ингушетии готовых вступить в поединок воинов вполне могла остановить слабая женщина. Ей достаточно было лишь бросить между ними белый платок.
На ковре, который выткала Роза Тангиева, как раз такой момент и запечатлен. Он и для самой художницы символичен. Роза не понаслышке знает, к чему может привести вражда. Раньше они с мамой жили в Грозном. Все, что смогли забрать, когда бежали из горящего и насквозь простреливаемого города, - это документы и Розины инструменты для ковроткачества. Она, как скрипач, который никогда не оставит погибать дорогой ему инструмент. Роза говорит, что и правда слышит музыку струн, когда работает. Только мелодия нитей, натянутых на станке, звучит приглушенно...

Вот и получается, что под музыку струн создаются не ковры, а картины: как эта, где джигиты в доспехах, уже успевшие обнажить мечи, а между ними красавица-горянка и ее белый платок, после взмаха которым никто из противников уже не сможет начать бой..

- Это был неоспоримый закон, - говорит Роза, - ослушаться его не мог даже самый сильный и отважный воин. Нарушивший его покрывал себя позором и мог быть даже изгнан из рода... Хорошая была традиция, жаль, что в прошлом веке о ней основательно забыли. Правда, сейчас президент Евкуров говорит о том, что эту традицию надо возвращать в нашу жизнь, что с враждой между родами надо заканчивать, что внутренняя рознь губительна для республики. Он много делает для того, чтобы это прекратить... Не всем это нравится. Но большинство ингушей его поддерживают, потому что люди уже устали от войны, раздоров и беззакония. Все уже хотят порядка, спокойной жизни и мира...

Хорошие и разные

... «Не всем нравится» - это мягко сказано. Президент Республики Ингушетия только недавно оправился от ранений, полученных в июне этого года, когда начиненный взрывчаткой автомобиль врезался в его кортеж. Евкурова оперировали в Москве, за его жизнь боролись лучшие врачи...

- Мы все молились тогда за него, - сказала мне Лидия Баталова. - Все, кто хочет, чтобы в нашей республике наконец наступила нормальная жизнь. Потому что мы видим, что решения, которые принимает нынешний президент, направлены на стабилизацию — будь то экономика, управление или безопасность. Они бывают жесткие, но они правильные. Мы очень переживаем и болеем за него, потому что он порядочный человек и настоящий патриот Ингушетии, патриот России...

... Трибуна — как срез общества. Здесь разные люди присутствуют. Как говорится, хорошие и разные. Вот Лидия Ахметовна с Фатимой мне сразу понравились, когда сувениры, что на выставке у народных умельцев купили, показывали. Да и радость перед началом фестиваля была искренней... Кстати, хороших-то людей, пришедших на праздник если не с радостью, то с интересом, было намного больше. Но встречались и «разные». Кучковались группками человек по десять на каждой трибуне. В основном молодняк.

 Первый раз они проявились выкриками и свистом во время флагового парада при представлении делегаций Северной Осетии и Южной Осетии. Но их одернули и зрители, и непосредственно президент республики. После слов приветствия Юнус-Бек Евкуров сказал, что хочет обратиться именно к этой группе молодежи по-ингушски. Говорил минуты две.
Нарушители порядка после этого притихли.

- Так что он сказал? - поинтересовалась я у Лидии Ахметовны.
- Что они пришли не на футбольный матч, где свист уместен. Что фестиваль «Мир Кавказа» - большая честь для республики и свидетельство доверия к ней со стороны всей России. А еще сказал, чтобы они не позорили свой народ и соблюдали традиции предков, которые к гостям всегда относились с уважением.

Второй раз эта группка обратила на себя внимание, когда демонстративно не поднялась с мест во время исполнения российского гимна:

- Встаньте! - шикнула на них Лидия Ахметовна. - Встаньте, дети...
Конкретно этим «детям», видать, не совсем по душе пришлись и слова Евкурова о том, что юг России может жить только для России во благо России. Тем не менее провокационных выкриков они больше себе не позволяли. А других, в том числе и молодых людей, для которых фестиваль искусств действительно стал событием, на трибунах было намного больше...

Открытие

Гала-концерт фестиваля начинали хозяева — Государственный ансамбль народного танца «Ингушетия», золотой голос республики Руслан Наурбиев и детские коллективы. Звучала песня о том, что Кавказ — наш общий дом.

Концерт продолжался гораздо дольше запланированного организаторами времени. Он начался в два часа дня и закончился, когда уже темнело. Гости тоже выложились по полной. Четырнадцать субъектов Федерации действительно прислали на фестиваль лучших. Кубанский казачий хор, «Молодость Дагестана», «Лотос» из Калмыкии — коллективы с богатой историей и мировыми именами, их знают во многих странах. Но практически все участники продемонстрировали высочайшее мастерство. И в Ингушетии у них появилось много почитателей. Моим соседкам по трибуне Лидии Ахметовне и Фатиме особенно понравилась композиция Астраханского губернаторского ансамбля, посвященная 65-летию Победы, и программа нашей «Вольной степи». Они никак не могли поверить, что коллективу только пять лет, а артисты и солисты — студенты либо недавние студенты.

- Но это же настоящие профессионалы!

Да я и сама ощущала вихревую энергию казачьей пляски и отмечала виртуозность исполнения самых сложных элементов и отточенность движений. Я видела, как притихли трибуны, когда стадион накрыло волной распевного многоголосья: «Эх, любо, братцы, любо!»... Это и правда впечатляло.

- Ребята только недавно из Португалии вернулись, - с гордостью за своих поделилась я с соседками.

- Да их на любую сцену выставлять можно, - ответила Лидия Ахметовна. - Я вообще русскую, казачью песню очень люблю. Они все смогли передать — и широту русской души, и настроение... А то, что такие молодые ребята к нам приехали, тоже очень важно — для нашей молодежи важно. Это же их ровесники. А ведь какие молодцы, какие патриоты и фанаты своего дела. А для нашей молодежи это не просто концерт, это приобщение к культуре, это открытие. С этого уважение и дружба начинается. Ведь тех провокаторов, которые вначале тут выкрикивать что-то пытались, на самом деле не так и много. Сколько было на стадионе молодежи, с каким интересом они слушали! Ведь те, которым сейчас 18 - 20 лет, - они же просто не видели ничего! Я-то выросла на этом, но и для меня нынешний фестиваль — потрясение. Я тоже подобного 15 лет не видела, с тех пор, как в Чечне все началось... Даже не буду никого выделять. Мне все понравилось. Это для нас такая отдушина.

... Через день Лидия Ахметовна позвонила мне уже в Ставрополь.

- А нас с вами все время по местному телевидению показывают.
Оказывается, местный канал во всех выпусках новостей ставит фрагменты концерта (по нескольку номеров), а тем, кто монтировал кадры с трибун, видать, наше дружеское общение показалось выразительным. Но оно и правда было искренним...

- Ну а как ваши соседи, которые сами побоялись на концерт идти и вас отговаривали?

- А они теперь жалеют, телевизор-то смотрят. И я им в красках все живописала. Теперь руками разводят: как мы могли не пойти!